ГАРМОНИКИ В ТОЧНЫХ НАУКАХ часть 10

Таким образом, получа­ет новое, «психологическое» подтверждение теория Гёте об эволюции растений, выводящая, как известно, много­образие растительных форм из простейшей формы листа. Многообразие форм цветка — 2 (4, 8...), 3 (6, 12...), 5(10...) — можно рассматривать с точки зрения гармо­нии в качестве морфологических параллелей, соответству­ющих интервалам трезвучия... Только представьте себе, что это означает, когда в одном цветке одного растения проявля­ется точное деление на три и в то же самое время — на пять. Даже самым ярым скептикам придется признать, что в душе каждого растения заключен некий формообразующий прото­тип (в данном примере — терции и квинты), придающий цветку, как и музыке, определенную форму по сходству с му­зыкальными интервалами». Гармоники в архитектуре В рамках своего учения о звуке Кайзер разработал тео­рию взаимосвязи законов гармоник и архитектуры. Впро­чем, эту взаимосвязь еще веком раньше подметил Гёте, которому принадлежит знаменитое высказывание: «Ар­хитектура — это застывшая музыка». В такой афорис­тичной форме Гёте выразил идею о том, что принцип со­отношения гармоник приложим и к области конструкций и сооружений. Далеко не все формы, встречающиеся в геометрии и природе, подчинены закону гармонических соотношений, но, по мнению Кайзера, именно формы, со­относящиеся с гармоническими рядами, представляются нам наиболее красивыми. Особенной соразмерностью и гармоничностью отличаются те конструкции, между со-ставными элементами которых существует соотношение, осиованиое на октаве (2:1), кварте (3:2) и терции (5:4). Этот закон был прекрасно известен в древних школах ми­стерий. Не случайно самые прекрасные из афинских, рим­ских и египетских храмов основаны именно на этих про­порциях. В таблице 2.2. представлены целочисленные соотноше­ния, встречающиеся в гармонических рядах: Таблица 2.2. Целочисленные соотношения в гармонических рядах Октава 1:2 Квинта 2:3 Кварта 3:4 Большая секста 3:5 Большая терция 4:5 Малая терция 5:6 Малая секста 5:8 Малая септима 5:9 Большая секунда 8:9 Большая септима 8:15 Малая секунда 15:16 Тритон 32:45 «Золотое сечение» Особое значение древние архитекторы придавали гео­метрической пропорции, именуемой «золотым сечени­ем»


Послать сообщение

          Fair.ru Ярмарка сайтов
игрушки для детей
Сайт управляется системой uCoz