Музыка (Ислам) часть 6

Наполненность мусики философемой мистического Знания-Бытия во многом объясняет специфику музыкального философствования в поздних трактатах.8 Не случайно Коукаби рассуждает не о консонантных (мулаим) и диссонантных {мутанафер) сочетаниях музыкальных тонов, но о состояниях терпимости и неприязни, возникающих в результате этих сочетаний. Он мыслит не длительность (азмине) тонов, но состояния, возникающие от их укороченных и продолжительных соотношений. Суть его размышлений — состояния Бытия, передаваемые духовной субстанцией-мелодией.9 ------------------------------------------ 7 Считается, что впервые мистическое познание (ма'рифат) было противопоставлено дискурсивному знанию (илм) египетским мистиком Зу-и-Нунном. 8 Подробнее об этом см. в последнем разделе данной работы. 9 «Теория состояния (хал) или состояний (ахвал) хорошо знакома телогической и суфииской мысли ислама. При всем различии в теологическом и мистическом понимании категории хал их связывает ярко выраженная онтологическая природа. Категория состояния разрешима только в пределах Бытия и в его отношении к Субстанции—таково было мнение сторонников этой теории в теологии ислама» 290 В этом контексте становится понятным, почему последователь Наджм ад-Дина — Мирза-бей в одной из глав своего трактата описал состояния типовых мелодий в той же мыслительной конструкции, в какой передано значение понятия «состояния» (ахвал) в словаре суфийских терминов «Мир'ат-и ушшак» («Зерцало влюбленных»): «Состояния {ахвал) — это качества Его истечения {файз) которые [начинаются] от высочайшего Источника, нисходят (форуд) в сердце (дел) Путника, но по причине скоротечности не закрепляются в нем, а если закрепляются (гарар), то истечения называют макамами».10 Спустя столетия Мирза-бей напишет; «Басте Исфахан—это [состояния музыкальных тонов], которые начинаются (бонйад) от исфахан, нисходят (форуд) и укрепляются (гарар) в доме (хане) сегах».11 Выстраиваемая таким путем аналогия между онтологическим и феноменальным вовсе не случайна, ибо мелодия как «мыслимая „вещь" перестает существовать как атрибут окружавшего человека быта, а обращается в необходимую реалию Бытия»


Послать сообщение

          Fair.ru Ярмарка сайтов
Алкогольная абстиненция. Нарколог на дом, кодировка. Наркологический центр.
Сайт управляется системой uCoz