Заключительной партии как таковой тут нет. Как я уже сказал, по сути, в экспозиции показаны только две основные сферы образов.
Тональный план развития тем в экспозиции таков:
вступление (e-moll),
тема А (e-moll),
тема В (d-moll),
тема А (cis-moll),
тема А+В (e-moll – Es-dur),
тема С (G-dur – Des-dur).
Небольшой «антракт» разделяет конец экспозиции и начало разработочного раздела.
Разработка. Она включает в себя три раздела. Именно тут происходят внутренние борения, которые и приведут к «преодолению».
Первый раздел образно и интонационно примыкает к экспозиции, как бы продолжает её (цифры 15-18). Начинается он с побочной темы в миноре, но в «далёкой» тональности gis-moll. И в дальнейшем побочная тема не появится ни разу в том виде, в каком она изложена в экспозиции. И это тоже закономерно. Все дальнейшие её проведения показывают лишь на отображение этих образов в сознании «героя», но не сами эти образы. Именно так, держа в сознании Высшие образы, памятуя о Высшем, начинает свою «борьбу» герой. И сразу же встречает препятствие.
«Не успев начаться», побочная тема тут же обрывается ворвавшейся неведомо откуда темой из завершения главной партии. Но в ней уже нет того оптимизма, который присутствует в экспозиции главной темы. Теперь эта тема звучит враждебно.
17-18 цифры построены на острых интонациях темы в1. Тональные тяготения пропадают, входит в силу уменьшенный лад. Набирая напор и энергию, этот эпизод приводит нас ко второму разделу разработки.
Второй раздел разработки представляет собой эпико-трагическое проведение побочной темы. Мелодический рисунок её сохранён полностью. Но она приобрела аккордово-полифоническую фактуру в партии солиста и излагается в мрачном es-moll. Аккомпанемент же включил в себя интонацию в1, которая стала частью сопровождающей тему фактуры. Образно говоря, этот раздел показывает то состояние отчаяния, которое нередко переживает тот, кто вышел на «Калинов мост», на поле битвы с самим собой.
Побочная тема проводится два раза: один у солиста (es-moll), второй в партии фортепиано (cis-moll)