Факультет народных инструментов РАМ (ГМПИ) им. Гнесиных на протяжении своей истории постепенно занял лидирующие позиции в становлении нашего исполнительства в контексте современной музыкальной культуры не только России, но и мира. Прежде всего, это связано со становлением исполнительской и педагогической школы Народного артиста СССР, профессора П.И.Нечепоренко, которому впервые в истории нашей страны удалось вывести и утвердить наш жанр в академической музыкальной традиции. С его деятельностью связано формирование основных педагогических положений, им воспитана целая плеяда исполнителей, которые на сегодняшний день стали лидерами в развитии жанра, инициировали создание целого пласта современных оригинальных произведений для балалайки.
Заложенные традиции успешно были продолжены представителями домрового исполнительства. Характерной особенностью развития нашей школы стало то, что многие исполнители – воспитанники гнесинской школы – сами активно включились в процесс создания оригинального репертуара. Лидером этого направления стал народный артист России, профессор А.А. Цыганков, который не только значительно расширил репертуар домристов, но и ввел в практику целый ряд новых приемов игры и видов техники. В числе композиторов-исполнителей М.А.Горобцов, А.С.Данилов, В.П.Круглов, С.Ф.Лукин, А.И.Марчаковский, В.А.Панин, целый ряд молодых выпускников.
За последние тридцать лет представителями гнесинской школы исполнительства на балалайке и домре сыграно более семидесяти премьер оригинальных сочинений В.Беляева, М.Броннера, К.Волкова, Г.Зайцева, С.Губайдуллиной, Н.Грязновой, Е.Дербенко, Д.Захарова, В.Екимовского, В.Казенина, В.Кикты, А.Кусякова, Е.Крючкова, А.Ларина, И.Минаковой, О.Осиповой, В.Панина, Д.Полевой, Е. Подгайца, А.Рогачева, И.Рехина, В.Ракова, С.Слонимского, И.Тамарина, Н.Хондо, Б.Чайковского, Г.Шендерева и других. Многие из этих сочинений вошли в «золотой» репертуарный фонд исполнительства, оказали значительное влияние на развитие современной российской музыкальной культуры