Очень правильно, что струнники сейчас очень активно пошли по тому пути, который баянисты проходят в течение последних 30-40 лет. На нашем факультете существует Клуб молодых композиторов, созданный совместно с кафедрой композиции, который проводит в жизнь идею Ф.Р. Липса о том, что молодые композиторы должны дружить с молодыми исполнителями. В будущем это способствует образованию хороших творческих тандемов.
Сейчас вышла из печати первая часть Антологии литературы для балалайки, подписана к печати вторая часть. Конечно, это происходит с большими финансовыми сложностями, но, тем не менее, пока нам удается этот проект продвигать в издательстве «Музыка». Это очень важно, потому что там очень профессиональные редакторы: все вы знаете и Наталию Николаевну Умнову, и Валерия Константиновича Петрова, и Владимира Викторовича Новожилова - они очень высокие профессионалы, и именно такого класса профессионалы должны вести такого класса издания.
В 2006 году мы разработали и ввели в учебный план совместно с В.В. Васильевым новый курс «Основы современного репертуара», где мы даем возможность студентам познакомиться с лучшими образцами современного оригинального репертуара.
Очень важный момент, которому мы должны уделить внимание – универсализация подготовки наших студентов. Они должны быть готовы к очень серьезным и разноплановым требованиям рынка. Доказательство тому – работа наших выпускников П. Дранги, В. Семина, С. Войтенко и др. в совершенно других жанрах, к которым их не готовили в наших стенах.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы ввести курс практической психологии, определенные психологические тренинги для исполнителей. Последний Всероссийский конкурс показал, в частности в номинации «домра», что на всех турах происходила не борьба профессионализма, а борьба нервов. Часть участников неровно выступала на протяжении конкурсных прослушиваний. Поэтому мы сейчас работаем с кафедрой психологии и педагогики, они обещали нам помочь в организации такого курса.
Еще очень важный момент, который нам придется разрабатывать – это инновационные методы обучения. На самом деле мы это уже используем, поскольку инновационные методы связаны и с использованием электронных средств обучения. Активно развиваются дистанционные методы обучения, что особенно актуально для факультетов повышения квалификации. Мы серьезно обновили программы переподготовки для нашего Центра повышения квалификации. Теперь наши слушатели смогут практически в режиме реального времени знакомиться и с новейшими публикациями, репертуаром и разработками профессоров.
Больная проблема – исполнительская практика студентов. Мы все знаем, что ко 2-3 курсу у нас начинается расслоение: часть студентов продолжает активно двигаться вперед, будучи уверены в себе, а часть студентов начинает задумываться о смене профессии. Поэтому мы хотим на III курсе ввести предмет «Исполнительская практика». Для этого необходимо определенное взаимодействие со средними учебными заведениями, которые могли бы таким образом значительно активизировать пропаганду исполнительства на народных инструментах. А для студентов это стало бы серьезной практикой перед профессиональной концертной деятельностью.
В заключении хотелось сказать, что важной проблемой в современных условиях стоит создание открытой базы данных о вакансиях по нашим специальностям. На сегодняшний день нет никакой информации о количестве вакансий ни педагогических, ни исполнительских. Требованием времени является постоянный мониторинг ситуации в этой сфере. Это поможет молодым музыкантам находить наиболее выгодный предложения, создаст определенную конкурентную среду для работодателей, поможет молодым исполнителям иметь более точные ориентиры при выборе профессии. Создаст предпосылки для аргументированного отстаивания наших интересов в ситуации принятия непродуманных «сырых» решений чиновниками. Для создания такой базы вакансий можно было бы использовать возможности как интернета, так и журнала «Народник».