Российские мастера музыкальных инструментов работают для души, для славы и в знак протеста. Бизнесом всю эту деятельность назвать язык не поворачивается. Тем не менее, в России создаются и, что самое удивительное, покупаются уникальные скрипки по $10 тыс., гитары по $2 тыс. и даже бесценные инструменты эпохи Ренессанса.
Несколько лет назад в итальянской Кремоне разразился скандал. Один из мастеров скрипичных дел (в Кремоне их более двух сотен) был пойман на ввозе дешевых китайских заготовок, которые потом покрывались лаком и продавались под лейблом кремон ца. Стоимость новой скрипки с родины Амати и Страдивари иной раз доходит до $50 тыс. Китай в настоящее время поставляет на мировой рынок 240 тыс. довольно качественных музыкальных инструментов в год, и это очень тревожит законодателей музыкальной моды.
А вот российские мастера мировую общественность тревожат не слишком. Несмотря на то, что музыкальные инструменты кустарным способом у нас делают уже полтора века, подобия кремонской школы или подобия китайской экспансии в России пока нет даже в зачатке.
Прародители баянов и балалаек
Мастеров-кустарей в России всегда было стабильно мало — не больше чем по несколько десятков в десятилетие. Наверное, потому, говорят нынешние мастера, что в России классическая музыка появилась поздно — в XIX веке, а музыкально развитая с XVI века Европа к этому времени уже имела разветвленную индустрию музыки.
Первым русским музыкальным мастером был ше реметьевский крепостной Иван Батов. Он делал скрипки и гитары (на батовской гитаре играла цыганская муза Пушкина — знаменитая певица Татьяна Демьянова). С тех пор мастера не переводились — стабильно малочисленные, но изобретательные. Так, Леонтий Чулков и Николай Белобородов в конце XIX века изобрели прародительницу баяна, хроматическую гармонь, имеющую диапазон почти три октавы. А мастер Семен Налимов под руководством Василия Андреева создал струнные инструменты балалайку и домру. До революции в год выпускалось около 200 тысяч балалаек