В начале прошлого века мастер Иван Красноще ков создал нечто подобное мануфактуре музыкальных инструментов, однако мануфактура была сметена революционными событиями и больше не восстановилась.
В советское время работало несколько уникальных мастеров, таких, например, как скрипичный мастер Лев Горшков (его сын Борис и сейчас делает скрипки). А в советское время на звание школы мастеров музыкальных инструментов, пожалуй, может претендовать только закрытое, полуподпольное соо бщество музыкантов и мастеров аутентичной музыки, возникшее в 1970-е годы в Ленинграде и в начале 1990-х благополучно почившее в бозе.
Выбор гитарреро
Деятельность современных музыкальных мастеров отдает диссидентством . «Для нас это не бизнес, — говорят российские мастера, — это ремесло». И это несмот ря на то, что спрос на инструменты довольно высок: производители гитар, балалаек и флейт утверждают, что к ним стоит очередь из покупателей. И, невзирая на сплошь подпольный характер деятельности, новые мас тера умудряются продавать инструменты на Запад.
Так, например, очень востребованы гитары мастера Тимофея Ткача. Пока он сделал 50 гитар, из них поло вину за последние три года, когда качество инструментов стало более или менее стабильным. Ткач приобрел имя, его гитары продаются почти за $2 тыс., а играют на них почти знаменитости, например 26-летний лау реат международных конкурсов Дмитрий Нилов. Правда, гитары испанского мастера Хосе Рамиреса третьего (к инструментам которого, утверждают эксперты, очень близки по качеству некоторые гитары Ткача) продаются существенно дороже — по $10— 15 тыс., и играет на них звезда первой величины Пепе Ромеро. И хотя Пепе Ромеро во время визита Москву оставил Ткачу лестный автограф ( un gran gitarrero — большому стало быть, мастеру гитары), по купать у него инструмент не стал. Первую гитару Ткач делал в 1985 году, будучи еще студентом медучилища, продолжил это занятие, работая на скорой помощи, а потом и устанавливая железные двери, постепенно совершенствовался и постигал тонкости гитарного ремесла