Аккордный подряд или балалайка сегодня часть 3

Российские мастера делают всего по нескольку десятков инструментов — поскольку из-за отсутствия школы приобретают мастерство долго и мучительно, да и учеников не берут. «Главная проблема нашего ремесла — отсутствие школ, наследственности, — говорит Ткач. — Это ущербность наша, конечно, но что-то не позволяет пускать в свое пространство чужого. Объяснить, показать — пожалуйста. Но так ведь мастерство не передашь, нужно работать вместе не год и не два. А мы не можем, это другое занятие совсем — преподавание, нам оно неинтересно. И старые русские мастера почемуто не могли». «То, что ученики и дети мастеров узнавали в пять лет, мы открываем в сорок, — говорит балалаечный мастер Валерий Гребенников.— И, тем не менее, себе учеников мы тоже не берем, обрекая будущие поколения на такие же муки». С народными инструментами вышла совсем уже странная история. Если гитары и скрипки — инструмент иноземный, и почти любой уважающий себя исполнитель желает иметь инструмент страны происхождения, то балалайки-то здесь родились. Тем не менее, предложение не перекрывает спрос, а существенно от него отстает. Кроме Гребенникова в России существует от силы два десятка мастеров, делающих качественные балалайки. Гребенников начал увлекаться изготовлением балалаек во время учебы в Гнесинке в классе знаменитого балалаечника П.И.Нечепоренко, и еще он объясняет свою страсть к этому делу юношеским увлечением строительством моделей самолетов. (Кстати вещь довольно распространенная среди музыкальных мастеров: помимо органиста Чилина, скрипичного мастера Крылова моделированием самолетов увлекался в юности знаменитый китайски скрипичный мастер Жэнь Хуан, которому во многом принадлежит заслуга китайской экспансии на рынок до рогих инструментов.) К настоящему времени Гребенников сделал 46 балалаек, из них пять продал за границу. Спрос на балалайки есть, и очень большой — как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Дело в том, что помимо местных ансамблей русской народной музыки аналогичные ансамбли существуют в далеком зарубежье - в одной только Японии два коллектива играют в деликатной японской манере на домрах и балалайках русский репертуар. Есть такие коллективы в Швеции, Германии, Финляндии, США… . Валерий Гребенников утверждает, что ни один инструмент из сделанных им не пролежал у него трех дней — глубину этого рынка он еще не постиг, однако ясно, что силами двух десятков русских балалаечников его не вычерпать. «Но из-за специфики нашей работы, отсутствия преемственности и ученичества превратить это занятие полноценный бизнес мы не можем, — говорит он. — С другой стороны - создавать артели для нас значит терять волшебство профессии. А в результате получается следующая вещь. Я скорее продам балалайку студенту Гнесинки в половину цены, чем иностранцу за $2 тыс., только бы инструмент был рядом, я бы видел, как он живет, мог бы подправить что-то в нем. Сравнивал бы с новыми, развивал бы свое мастерство». В принципе мастера против бизнеса ничего не имеют. Но если уж делать его, то на чем-то таком, что не затрагивает душевных склонностей. А с балалайками еще работы — вагон, много чего понять нужно...»


Послать сообщение

          Fair.ru Ярмарка сайтов
Интерес к теме утепление дверей не ослабевает. Опросы показали, что информация на тему реставрация дверей интересна.
Сайт управляется системой uCoz