Балалайка — значит, Россия. Так во всем мире воспринимают инструмент, «открытый» в свое время Василием Андреевым. Этот музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник 120 лет назад основал и первый в России оркестр русских народных инструментов. И вот уже больше 20 лет Государственным академическим оркестром им. Андреева руководит дирижер Дмитрий ХОХЛОВ.
— Дмитрий Дмитриевич, а правда ли, что на балалайке учился играть цесаревич Алексей, сын Николая II?
— Совершенно верно! Более того, царская семья сыграла в судьбе этого народного инструмента заметную роль — благодаря ей Европа впервые услышала балалайку. С помощью Александра III Андреевский оркестр — тогда еще кружок любителей игры на балалайке — поехал на Всемирную выставку в Париж, и результатом стал невероятный, грандиозный триумф! Ведь никто никогда раньше вообще не видел этих инструментов. А они, оказалось, так играют!
— Даже не верится, что в Европе каких-нибудь 100 лет назад балалайки в глаза не видели!
— Ее и на родине к тому времени почти забыли. Андреев вернул ее народу, сделал балалайку массовой, он организовывал учебные курсы и даже добился, чтобы игре на ней обучали солдат.
— Но как же в России забыли балалайку?
— Еще в ХVII веке вышел указ церкви о запрете всех народных инструментов. Их варварски сжигали, под страхом смерти запрещали изготавливать, мастерские уничтожали. Церковь признавала только вокальную музыку в церквях. А народное — все эти скоморохи, жалейки — все было запрещено. Этот указ нанес большой вред народной культуре. Так, прообраз балалайки — домра — был забыт, в XIX веке о ее существовании мало кто помнил. Андреев нашел изображение домры в старинной книге и восстановил инструмент. Но прежде он усовершенствовал балалайку.
— То есть балалайка ждала своего рыцаря?
— Да, Андреев понял, что в ней — настоящее, национальное. Но ему пришлось это доказывать! Передовая часть интеллигенции восприняла балалайку с восторгом, но многие в свете считали ее мужицким, низменным инструментом