Балалайка - мусикийское орудие с ладами, но большей части о двух струнах. (Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . - СПб, 1806г. Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом. (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)
Русская история и история балалайки почти неразделимы. Кажется, что балалайка существовала на Руси всегда. По крайней мере именно этот стереотип укоренился в мышлении западного человека. Русские – это балалайка, шапка-ушанка, медведи и водка. И действительно, этот список имеет право на жизнь, так как все вышеперечисленные предметы были придумана и производились именно в России, являясь неотъемлемой частью её национального колорита и менталитета.
Балалайка занимает в истории русской музыки то же место, что и гусли. Оба эти инструмента были изобретены и использовались именно в России. Именно здесь писались для них песни и музыкальные композиции. Но если гусли использовались для исполнения былин, для балладной песни, то балалайка всегда была неотъемлемой частью праздника, олицетворяла его. Все исторические задорные, весёлые песни были написаны именно для балалайки, под неё танцевали и пели, веселились.
Балалайка традиционно использовалась в русской культуре для исполнения частушек. Аналогами этого явления в английской культуре являются лимерики, а в скандинавской нуны – хулительные стихотворения.
Характерным отличием русской частушки от её иностранных аналогов является то, что русская частушка изначально являлась формой музыкального анекдота, единственной целью которого было насмешить слушателя. Желание насмеяться над чем-то или кем-то, выставить в смешном свете иное явление безусловно присуще русской частушке, но как самоцель присуще скорее скандинавской нуне. Английские же лимерики хоть тоже являются народным юмористическим жанром, но работают скорее в пространстве абсурда. Главным в них является алогичность, смехотворность самого сюжета. В русской частушке же за основу сюжета всегда бралось правдоподобное событие.
Кроме того, если заграничные аналоги исполнялись устно и без сопровождения, для русской частушки всегда аккомпанементом была разудалая балалайка. Балалайка не только создавала фон для исполнителя но подчас и сама говорила за него, высмеивая те или иные аспекты жизни русского человека.
В современной России балалайка всё реже используется для сельской песни, она получила своё развитие в различных фольклорных ансамблях. И даже в джазовой канве она нашла себе применение и является весьма популярным для публики и среди исполнителей инструментом.
В наше время для балалайки пишутся не только фрагменты музыкальных инструментов, где она является лишь элементом аранжировки. Для балалайки создаются уже целые партии в оркестровках и даже целиковые произведения, написанные специально для этого инструмента.