3. - Кыска-кюй (короткий мотив) – быстрые наигрыши с четким простым ритмом, квадратным строением, бодрые и энергичные, исполняемые на всех известных музыкальных орудиях башкир. Чаще всего это – сопровождения к танцам, такмакам и, в отдельных случаях, самостоятельные инструментальные пьесы.
Из фольклорных источников известны еще три аэрофона:
Хорнай (Сорнай) – индекс 4.23.111.2. – труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда;
Борго – предположительно та же группа инструментов, но изготовленная из дерева;
Зурна – ориентировочно 4.22.11. – вид шалмеев (гобоев).
Курай-бала - национальная разновидность флейты Пана, индекс - 421.112.2.
Подробных описаний внешнего вида этих инструментов и их репертуара пока не найдено.
Гармонь и баян.
В системе Хорбостеля-Закса гармонь и баян располагаются в классе аэрофонов с набором проскакивающих язычков (индекс – 412.132.). В этноинструментарии многих народов они представляют собой конкретные разновидности инструментов, объединенных под общим названием "Гармони". Вышеуказанные инструменты в башкирском этномузицировании – явление сравнительно новое.
Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века. Региональное название инструмента самое различное: "русская" или "гармонь русского строя", тальянка (тальян-гармун), минорка (минёрка), "батская" ("Вятская") гармонь, "Бараксин" (гармони династии казанских мастеров Вараксиных), бирская тальянка (инструменты бирских мастеров) и так далее.
В фольклорных экспедициях были выявлены два типа диатонических гармоней, имеющих наибольшее распространение: "Русская" – типа саратовской, и тальянка (тальян-гармун) – инструмент вятского типа (кировские гармони). Появление гармоник среди традиционных башкирских инструментов произвело настоящую революцию как в этноинструментарии, так и в этнорепертуаре.
Наигрыши, исполняемые на диатонических гармонях, своеобразны, но не охватывают все структуры башкирских наигрышей