Из-за ряда конструктивных особенностей на них практически не исполним "Узун-кюй" – наиболее яркий национальный вид музицирования. На гармонях в основном исполнимы простые квадратные построения типа халмак-кюй и кыска-кюй.
Кроме общеинструментальных наигрышей данного типа есть и свой специфический вид музицирования – "Ауыл-кюй" и "Урам-кюй" (башк. – деревенский и уличный наигрыш), исполняемый в неторопливом темпе, часто в движении шагом и пением характерных такмаков-частушек.
Баян – самая совершенная гармоника с хроматическим звукорядом в правой клавиатуре и хроматическим басо-аккордовым сопровождением в левой.
По сравнению с другими регионами России освоение баяна в Башкортостане началось со значительным опозданием. Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи. Отмечена интересная деталь – все национальные исполнители предпочитают играть на "кнопочных аккордеонах" – инструментах зарубежных фирм и их отечественных аналогах. Низкая басовая октава современных отечественных концертных баянов, чем гордятся мастера и баянисты – лауреаты академической традиции исполнительства, не устраивает народных музыкантов. Они предпочитают "высокий" бас.
Кроме традиционного исполнительства на баяне в Республике ведется академическое обучение от музыкальной школы до академии искусств. В Уфе сложилась школа башкирских баянистов, известная во всем мире своими лауреатами Международных конкурсов и фестивалей.
ИДИОФОНЫ
Кубыз.
В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий (идиофонический) вариант инструмента. Это - "Агас-кубыз" – деревянный кубыз (башк. агас – дерево) и "Тимер-кубыз" – железный кубыз (башк. тимер – железо). По Хорнбостелю-Заксу агас-кубыз – идиоглоттический маультроммель с индексом 121.21., а тимер-кубыз – гетероглоттический маультроммель с индексом 121.22. Данные музыкальные орудия под различными названиями распространены во всем мире