На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Это подтверждается легендами и преданиями, сохраняющими имена талантливых мастеров-исполнителей на кубызах. Сегодня в Башкирии пользуются популярностью инструменты мастеров и исполнителей Р.Загретдинова из Уфы, М.Давлетбаева из Салавата, З.Халилова из Кумертау и др.
Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим инструментом. Но в 1985 году автору данной статьи удалось найти исполнительницу на агас-кубызе в Мечетлинском районе Республики.
Башкирский вариант инструмента – бурдонирующий тип, звукоизвлечение которого построено на колебании упругой пластины (деревянной или металлической) одного тона и мелодикообразования посредством изменения объема резонирующей полости рта исполнителя. В последнее время благодаря пропаганде башкирского кубыза известным исполнителем Р. Загретдиновым популярностью стало пользоваться различное виртуозное звукоподражание, не встречающееся в фольклорном музицировании башкир, но получившее развитие в концертной филармонической практике. Звукоизвлечения на кубызе и образование мелодической линии связано с обертоновым звукорядом и акустически связанно с бурдонирующим звуком колеблющегося язычка. Башкирская игра на инструменте имеет ряд национальных особенностей постановки и специальный репертуар.
Легенды сохранили названия некоторых башкирских идиофонов: «Кэбе», «Сыбырткы», «Тэйме», «Шакылдак» и другие. Известен также «Янкыл-кубыз» (индекс 311.12) или "Жэя-кубыз" – музыкальный лук, на котором играют щипком, приложив ко рту. К сожалению кроме названия нам ничего неизвестно ни о внешнем виде, ни о репертуаре этих инструментов.
ХОРДОФОНЫ
Мандолина и скрипка.
Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме, квинтовом строе и названии. По Хорнбостелю-Заксу мандолина относится к чашечным шейковым лютням (индекс - 321