321), а скрипка – к коробчато-шейковым лютням (индекс – 321.322).
Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с кураем, кубызом, баяном, ударными.
С 1985 года ведется реконструкция башкирской «думбыры» (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки). Удалось восстановить и их репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау, Хар-харнау и др.). Наиболее удачные варианты инструментов связаны с именами мастеров В.Шугаюпова и А.Овчинникова.
По преданиям были и другие хордофоны: «Гэзле» (иногда - «Гюслэ») (разновидность лютни - индекс 321.22) и «Ятаган» (разновидность цитры - индекс 314.122), на которых играли щипком или ударом специальных палочек.К сожалению репертуар и исполнительские приемы игры на этих инструментах не сохранились.
МЕМБРАНОФОНЫ
Ударные инструменты
Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам.
В одном из башкирских районов Челябинской области зафиксирована женская игра на "Донгоре" – гладкого обрезка ствола дерева, подвешенного за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название "Донгора" - "Кабак". Из устных сведений известен и другой "Донгор" (в некоторых районах «Награ»), мембранофон из специально выделанной кожи, туго натянутой на каркас и предположительно использовавшийся для камлания