Я это связываю с небольшим количеством оригинального репертуара, созданного специально для этого «незаменимого» тембра, и исполнением огромного количества переложений скрипичных произ-ведений. У скрипки пиццикато используется довольно редко и звучит слабо, но есть одна характерная особенность – смычок. Поэтому исполнители-балалаечники предпочитают иметь хорошую «педаль», т.е. смычок и силу звука, чем неповторимый тембр и отзывчи-вость. Построить же инструмент, в котором в равной степени сочетались бы все эти качества чрезвычайно трудно. Чаще одно качество проявляется за счет другого. Бытует мнение, что к тембру слушатель привыкает через 1-2 минуты, а музыку он будет слушать два отделения концерта. Мне это кажется ошибочным. Ведь мы теряем самое главное – неповторимое очарование тембра балалайки, а получаем лишь статичный инструментальный звук определенной высоты неопределенного инструмента. Нужно признать, что основное новаторство в области построения инструмента направлено на увеличение силы звука. Но любой инструмент имеет предел мощности звучания и не нужно делать из балалайки тромбона. Увеличение динамического диапазона нужно искать не в направлении “ff”, a – “pp”. Вот здесь и становится важным такой показатель как «отзывчивость», когда уже на piano инструмент звучит с красивым тембром, когда он присутствует во всем динамическом диапазоне, а не только в пределах “mf” – “f”. Важна также и полетность звука: звучание инструмента должно заполнять все пространство зала, чтобы было впечатление, что звук идет не со сцены, а обволакивает тебя со всех сторон.
Струны. Народные балалайки конца XIX века имели медные, железные или жильные струны. Тверской помещик А.С. Паскин играл на металлических гитарных струнах. На первой балалайке В.В. Иванова струны были жильные («для мягкости звучания»), за-тем 1-ю струну заменили металлической. Б.С. Трояновский использовал жильные струны «ми». П.И.Нечепоренко рассказывал, как Борис Сергеевич учил его подшлифовывать струны, добиваясь чистоты интонации