В наше время исполнители пользуются металлической 1-ой струной диаметром 0,28 – 0,3 мм из хорошо калиброванной стали, т.е. имеющей один диаметр по всей длине. Часто ее называют «шведской». Причем, это понятие стало скорее признаком качества, а не страны-производителя. В качестве 2-ой и 3-ей струн те-перь используется только нейлоновая или карбоновая гитарная струна «соль», ее диаметр колеблется от 0,92 до 1,05 мм. Лучшими считаются струны «Savarez» (Франция), «Pуramid” и «Hannabach» (Германия), «Augustine» (США). Для 2-ой и 3-ей струны еще более важной, чем для 1-ой, является проблема калибровки. Разница в диаметре в 0,02 мм дает фальшь до полутона.
Лады. До конца XIX века балалайка имела передвижные жильные лады, затем 5 врезных костяных (на балалайке В.В. Иванова) и 12 врезных металлических (на инструментах Ф.С. Пасербского). С.И.Налимов ставил уже до 24 ладов. Теперь же А. Горбачеву не хватает и 27 ладов – просит 31. Сейчас требования к стали, из которой прокатываются или фрезеруются ладовые пластины, очень высокие. Она не должна окисляться под воз-действием солей и кислот, выступающих вместе с потом при игре. Сталь должна быть очень износостойкой под первой струной. Выдающийся результат, в смысле износоустойчивости, показали лады, поставленные М.А. Купфером на балалайку работы С.П. Снигирева 1926 г., принадлежащую В.Е. Зажигину - 15 лет интенсивной концертной практики. Высота струн над ладами тоже имеет большое значение, хотя и варьируется в зависимости от физических особенностей исполнителя. Самые низкие струны на инструменте М.Ф. Рожкова – 3,1 мм над 27 ладом. Мне кажется оптимальной высота струны 4 мм над 27 ла-дом. Высота струны над панцирем в зоне звукоизвлечения – 5 мм, с увеличением до 6 мм в сторону подставки. При этом гриф до 16-го лада должен быть абсолютно ровным или иметь небольшой прогиб –«лощину» до 0,5 мм, с небольшим (около 1 мм) подъемом на участке от 16 до 27 лада.
Механика. С.И.Налимов оснащал свои инструменты механикой работы В. Солдатенкова