М.А. Купфер, обнаружив несоответствие в фабричных механиках «шестерни» и «червяка» в 17°, делал их сам, впрочем, как и многие другие мастера. Теперь лучшую механику делает А. Епихин. Он применил принцип закрытой втулки для «червяка» с упо-ром, позволяющим устранять люфт и регулировать мягкость хода.
Панцирь. Примерно до 10 – 15 гг. прошлого века панцирь был врезанным в деку. Затем, я думаю, из-за нежелания заниматься трудоемкой работы по реставрации довольно тонких врезанных панцирей и ладов на них мастера придумали «усовершенствование» – панцирь стал навесным. Его делают как из различных пород дерева, так и из пластиков. Хотя во время эксплуатации пластики имеют некоторые преимущества перед деревом, но как мне кажется, вредят тембру. Теперь почти все инструменты С.И.Налимова переделаны под навесной панцирь, соответственно поднята и накладка грифа. Исключение состав-ляет лишь балалайка под № 141 (1909г.). С этим инструментом с 1947 года связан творческий путь П.И. Нечепоренко, очень бережно относящегося к сохранению налимовского наследия. И здесь примечателен случай, произошедший в 1938 году и рассказанный мне Павлом Ивановичем: «Когда я купил у Галиниса свою первую налимовскую балалайку (она была маломеркой, имела узкий гриф), то обратился к Б.С. Трояновскому и подробно рассказал ему, что я собираюсь улучшить в этом инструменте, как его усовершенствовать. Борис Сергеевич выслушал, а потом говорит: «Какое же Вы, Нечепоренко, имеете право своими грязными руками лезть в балалайку, сделанную самим Налимовым». Он разнес меня «в пух и прах!». Это стало для меня большим уроком, который я пронес через всю свою жизнь».
Подставка. Из-за поднятия накладки и врезанного панциря, а также стремления увеличить силу звука за счет напряжения деки, подставка стала выше. У Налимова она бы-ла 10-12 мм. Теперь же – до 24 мм. Это не имеет значения, когда новый инструмент рас-считывается под такую подставку, но это губительно сказывается на старых инструментах. Изменяется угол перегиба струны на подставке, и как следствие, почти в два раза увеличи-вается давление подставки на деку и пружины. Первое время инструмент звучит с большей силой и «педалью», но, как правило, впоследствии, пружины не выдерживают возросшего давления и дека «проседает». Между тем подставка очень важный элемент инструмента, передающий колебания струны на деку. От нее зависит тембр и другие характеристики инструмента. Для каждой балалайки необходимо подбирать подставку, которая должна соответствовать инструменту по форме, весу, материалу, правильному его распилу, площади соприкосновения с декой. Изготовление подставки не может ограничиваться просто копированием какого-либо хорошо звучащего образца. Также надо понимать и то, что подставкой не удается существенно исправить тембр, силу и характер звучания инструмента. В зависимости от особенностей звукоизвлечения может меняться и расстояние между струнами на подставке. Я делаю между 1 и 2 струнами 24 мм, а между 2 и 3 струнами 17 мм.
И в заключении хочу обратиться к организаторам Всероссийского конкурса исполни-телей на народных инструментах и Международного конкурса «Кубок Севера». Качественных балалаек и домр катастрофически не хватает. Это видно и слышно по инструментам, на которых играют конкурсанты. Последний конкурс мастеров-изготовителей народных щипковых инструментов, с привлечением в качестве членов жюри известных музы-кантов, был в 1978 году. Почему бы ни провести в рамках конкурса исполнителей и конкурс мастеров щипковых инструментов имени С.И.Налимова. Это послужило бы большим стимулом для развития инструментария. Пример тому конкурс мастеров смычковых инст-рументов, который в очередной раз будет проведен в рамках Международного конкурса имени П.И. Чайковского.