Первым учителем Дживана Гаспаряна был знаменитый тапер-дудукист Маркар Маркарян. Его знал весь Ереван - Маркарян игрой на дудуке сопровождал немые фильмы, шедшие в главном кинотеатре города. Дживан учился играть на слух, без всяких нот. Талантливого мальчика заметили. В 47 году с большой группой армянских артистов он ездил в Москву и играл в Большом театре в присутствии самого Сталина. Вождь подарил дудукисту часы, которые, правда, потом пришлось продать - времена были трудные. Молодого виртуоза взяли в ансамбль народных инструментов, с которым будущий народный артист объездил весь Союз. В начале перестройки Гаспарян оказался в Лондоне, где познакомился с Питером Габриэлом, знаменитым музыкантом и продюсером. Сотрудничество с ним оказалось чрезвычайно плодотворным: дудук Гаспаряна звучал в лучших концертных залах мира. Дживан работал с Лайанелом Ричи, Андреасом Фолленвайдером, записал музыку к 18 фильмам, в том числе к знаменитому "Гладиатору". В прошлом году дядя Дживан, так музыканта называют в Армении, был награжден престижной европейской премией Уомекс за вклад в популяризацию этнической музыки. Гаспаряну 75, он побывал с гастролями во многих странах мира. Частый и всегда желанный гость он и в России.
Все свои инструменты дядя Дживан заказывает у Овсепа Григоряна. Это известный в Армении мастер. Сын Артур работает с отцом - тоже делает дудуки. Гаспарян просит обязательно показывать ему заготовки. Артур принес несколько. Из них дядя Дживан выберет лучшую. У маэстро в коллекции около сотни дудуков. Гаспарян: "Они разные. Любой дудук, как человек. Имеешь пять сыновей - они все разные люди. И так вот эти дудуки. Один человек делал, но звучит разный звук, тембр другой".
Специально для оркестра дядя Дживан заказал Ховсепу Григоряну инструмент, каких раньше не делали, - басс-дудук. Он длиннее обычного, имеет клапаны и звучит на октаву ниже. Осип: "Раньше все я делал. А сейчас не могу. На станке я не могу работать. Голова кружится, а потом дыхания нет"