Алхан (мелос), так же как и лахи (мелодия) как частное единичное проявление этого мелоса — это умозрительные абстрактные категории, неоходимые музыкальной науке для проведения логических операций со звуком
------------------------
2 Ибн Гейби Мараги. Макасед ал-алхан. Техран, 1957. С. 8.
Данные операции были подобны тем, что проводит математическая наука с числом. Не случайно ортодоксальная «наука о мусики» {илм ал-мусики), именуемая также «наукой о кругах» (илм ал-адвар), вплоть до XV в. рассматривала мусики как часть квадриума наряду с алгеброй, геометрией и астрономией. В этом также присутствует еще одна важная деталь. Одновремен-
но с переводом греческого мусики на арабское алхан, мусульманская культура адаптировала не только само слово, но и его функциональное предназначение. Если мусики для античных ученых всегда было «знанием» и «наукой», то в мусульманской культуре также связывалось с пространством Знания, но только знания рационального (илм), мистического (ма'рифат} и интуитивно-созерцательного (мушахиде), постигаемого вследствие божественного откровения. Вот почему всякие рассуждения о мусики в плоскости музыкальной практики {амал) всегда чреваты искажениями. Термин мусики, фигурирующий в средневековом жанре «трактата», никогда не означал музыку в ее обобщенном и общепринятом для нас понимании, что произошло в исламской культуре значительно позже, в новое и новейшее время, с наступлением эпохи модернизации.3
Ниже мы ознакомимся с суфийским толкованием термина мусики, характерным (что очень важно!) для жанра «трактата о мусики», а не поэтических или каких-либо иных сочинений. Перевод раздела второй главы из сочинения Коукаби осуществлен нами по факсимиле рукописи, приложенной к таджикской транслитерации текста, изданного в Душанбе в 1985 г. под редакцией А. Раджабова. Тематически вся глава делится на два раздела: в первом разъясняется термин мусики, а во втором — ее происхождение от Фисагорса (Пифагора). Мы намеренно оставили без внимания второй раздел главы, который требует особого рассмотрения и пространного комментария, и сосредоточились на первом