Музыкальные инструменты для игры двуручным тэппингом часть 1
Немало гитарных мастеров - поклонников тач-техники представили свои варианты инструментов - от простой комбинации баса и гитары на одном или двух отдельных грифах до 24-х (и более)-струнных панелей или гитар с цилиндрическим грифом. Такой разнобой был вызван отчасти тем, что никто толком не знал, как именно ( в смысле расположения рук и пальцев ) нужно играть тэппингом - сама техника игры находилась в процессе становления. Для сравнения: классическая гитарная техника, как и сама классическая гитара, развивалась не один век, а если начинать отсчет ее развития от первых щипковых инструментов, то и вовсе - целую вечность. Итак, в мире возникло некоторое количество фирм-производителей специальных тач-инструментов. Говоря о гитарных мастерах, работавших в этой сфере, нельзя не назвать такие имена, как Dave Bunker, Charles Soupios, Sergio Santucci, Stuart Box, Richard Eberlen. Однако, большая часть их продукции нашла свое место лишь среди любителей экзотики и энтузиастов тач-техники. Только два инструмента получили достаточно широкое распространение и признание со стороны профессиональных музыкантов. Это инструменты Эммита Чапмена (Чапмен Стик) и Марка Уорра (Уорр Гитар). Поговорим о них подробнее.
Эммет Чапмэн (Emmett Chapman)
Стик (Stick)
В 60-х годах тач-гитарист Эммит Чапмен (Emmett Chapman) создает новый 10-струнный тач-инструмент "Стик" или "Чапмен Стик" (Chapman Stick), а в 1974 году организует его промышленное производство. Справедливо рассудив, что для электроинструмента корпус (как резонатор) не имеет особого значения, зато затрудняет доступ к последним ладам (ближе к звукоснимателю), Эммит решил вовсе отказаться от корпуса. Именно этот факт и дал название новому инструменту: "stick" переводится как "палка". При игре инструмент держится почти вертикально, для облегчения доступа к грифу правой руки.
Существует множество вариантов настройки Стика, в том числе "официальных" вариантов самого Эммита. Рассмотрим основной, "классический" вариант настройки для инструмента с равным количеством мелодических и басовых струн:
* Мелодические
1я - D первой октавы (на тон ниже 1й гитарной струны)
2я - A квартой ниже
3я - E квартой ниже
4я - B квартой ниже
5я - F# квартой ниже
* Басовые
6я - C (на два тона ниже 4й бас-гитарной струны)
7я - G квинтой выше
8я - D квинтой выше
9я - A квинтой выше
10я - E квинтой выше (в унисон с 3-ей струной)
Первое, что бросается в глаза, это необычное расположение струн - самая толстая мелодическая струна (пятая) и самая толстая басовая (шестая) находятся посередине