направления развития современного исполнительства на балалайке.
А. А. Горбачев
Лауреат Международных конкурсов
Заведующий кафедрой струнных народных
инструментов РАМ им. Гнесиных
Прошло более века с тех пор, как В.В.Андреев впервые выступил на концертной сцене, начав возрождение исполнительства на балалайке. Общественно-исторические условия конца XIX – начала XX века удивительным образом были одновременно похожи и отличались от нынешних. Деятельность В.В.Андреева и его сподвижников проходила на волне подъема демократического и народнического движения. Именно это обеспечило столь пристальное внимание к возрождению народных инструментов как критиков, так и апологетов. Основополагающая идея его реформ – «взять инструменты у народа, и реконструировав, вернуть их народу». Развитие коллективного исполнительства и создание оркестров русских народных инструментов по типу Великорусского стало основным в деятельности В.В.Андреева и его сподвижников. Им удалось задать эту парадигму развития исполнительства на многие годы вперед.
Примечательно, что реформы В.В.Андреева пришлись на время революций и смуты в России, период становление капиталистических отношений. Сейчас мы переживаем аналогичный период в нашей истории. На этом сходство не заканчивается.
Достаточно хорошо известно, что В.В.Андрееву после долгих попыток удалось получить поддержку Императора Николая II. Только после этого сдвинулось с мертвой точки решение вопроса о государственной поддержке исполнительства на народных инструментах. Таковы традиции России: все решается в одном главном кабинете страны!
После 1917 года идеи В.В.Андреева органично вписались в идеологию советской власти. Это позволило получить государственную поддержку развития исполнительства на народных инструментах и создать уникальную систему профессионального обучения от музыкальной школы до вуза. Повсеместное развитие самодеятельного творчества в отсутствии телевидения, средств звукозаписи позволило создать широкую сеть учреждений культуры и образования, систему селекции талантливых и одаренных детей, которые в дальнейшем становились профессиональными музыкантами