направления развития современного исполнительства на балалайке. часть 4
И.Марчаковского можно только владея всеми современными видами техники. Однако, интерес ко всему новому и исполнительский азарт сделали свое дело. Выбор оказался удачный! Концерт мы сыграли за десять лет практически по всей России, и сейчас он прочно вошел в репертуар балалаечников. На сегодняшний день трудно перечислить все произведения, написанные молодыми исполнителями. В этом есть своя закономерность и, конечно, пример таких личностей, как А.А.Цыганков. Проблема заключается в том, что в сегодняшней России академическое исполнительство на балалайке вынуждено конкурировать с исполнительством на классических инструментах, а потому времена «секции музыки для народных инструментов», в которой можно было прекрасно себя чувствовать, ушли безвозвратно. Только высокий композиторский профессионализм сделает музыку для балалайки конкурентно-способной на академической сцене! Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является профессиональное обучение композиции тех наших исполнителей, которые имеют этот к этому дар. В противном случае мы рискуем получить целый пласт талантливой, но непрофессиональной и потому сомнительной по своим художественным качествам музыки, которая в очередной раз даст нашим критикам повод поставить под сомнение возможность развития академического исполнительства на балалайке.
На рубеже XX-XXI веков появилось несколько ключевых произведений для балалайки, которые вывели исполнительство на новый уровень. Прежде всего, это третья соната и концерт для балалайки, струнных, рояля и ударных А.И.Кусякова. Мне посчастливилось сыграть премьеру этого концерта в феврале 1998 года в Воронеже. Уже тогда, несмотря на перегруженную инструментовку в первой редакции концерта, стало ясно, что это этапное произведение. В 1997 году написана «Псковская сюита» К.Е.Волкова, в которой композитор в работе с народными темами применил авангардные композиторские приемы. В 2001 году появляется концерт А.Г.Рогачева (жанр сам композитор определил как фольк-модерн). В 2003 году написан Концерт в двух аффектах А