Земетис Мартин Мартинович
Одна унция фактов говорит больше,
чем тонна рассуждений.
Мартин Ванби
Содержание
Предисловие
Введение
1. Почему скрипку следует лакировать
2. Чем в наше время лакируют скрипки.
3. Какой лак требует скрипка
4. Масляные краски.
5. Масла.
6. Янтарь.
7. Краски.
8. Мой лак и прием лакировки.
9. Гипотезы о староитальянском скрипичном лаке.
10. Как выглядят сегодня скрипки старых итальянцев.
11. Лак мастеров фамилии Клотцев.
12. Аналитические методы исследования лака.
13. Оптика лака и краски.
14. Правда и заблуждения Чарльза Клотцев.
Потеряно ли искусство приготовления старинного итальянского скрипичного лака.
* Послесловие
* Примечания
* Указатель имен
* Предметный указатель
* Приложение. Технология скрипки
Предисловие.
Начиная с 1928 года, я все свое время посвятил скрипке, изучая проблемы ее построения и звучания. Без педагогов, самостоятельно наблюдая доступные образцы лучших инструментов, слушая скрипку в разных местах, сравнивая звук разных инструментов, играя самому и создавая своими силами скрипки, медленно накоплены знания, как в области технологии, так и в понимании качества звука, которые не только что интересны, но и необходимы мастерам музыкальных инструментов, также и музыкантам струнных смычковых инструментов.
Между скрипачами из поколения в поколение передаются много неверных взглядов, верований и рассказов, которые уже с детства молодого музыканта ориентируют неправильно. Одна тема из этой категории есть и проблема лака музыкальных инструментов. Представление о влиянии лака на звучание инструмента, как и в чем оно проявляется, туманно и у тех авторов, которые на эту тему выступали в печати. С одной стороны бытует взгляд, что весь секрет Страдивари, Гварнери, Амати и других староитальянцев кроется в лаке, искусство приготовления которого утеряно. Утверждают, что их лак дает тот великолепный звук их инструментам. С другой стороны, некоторые мастера даже в своих писаниях утверждают, что лак не имеет никакого влияния на звук инструмента