К тому же в среде мастеров инструментов царит секретничанье. Проблематично, имеют ли какую-то ценность их секреты? Все же на вопросы о тонкостях технологии, рецептах лака, приемах творения краски – ответа не последовало бы, чаще всего по причине незнания. Против привычной практики – не разглашать нужные знания, я свои выводы передаю, в первую очередь, мастерам.
Бесполезно спорить, является ли лак, который я употребляю и рекомендую другим точно такой же каким пользовался Страдивари. Маловероятно, что когда-либо кто-нибудь будет в состоянии предъявить рецепт скрипичного лака Страдивари или вообще рецепт кремонского лака. Старые манускрипты, лабораторные исследования и оригинальные инструменты кремонских мастеров, на которых сегодня еще виден лак и краски старинных мастеров, являются единственными реальными свидетелями, которые способны дать факты о компонентах лака и способах его наложения. Мастера не могут ждать, пока ученые, возможно, научными средствами решат проблемы староитальянского скрипичного лака. Лак мастерам нужен ежедневно, но в своем большинстве они не знают приемы приготовления хорошего лака. Практическую ценность, поэтому имеет лак, который как своими физическими, так и акустическими и оптическими качествами подобен староитальянскому скрипичному лаку.
Свои искания в области краски я не закончил и их продолжаю. Все же, чтобы не затерялись уже собранные данные, публикую и их.
Свою книгу я назвал «Очерками о проблеме скрипичного лака и краски. Слово «лак», также как и «краска» выражают узкоопределенное понятие. В создании же скрипичного «лака» участвую и другие вещества, кроме упомянутых двух, поэтому правильнее было бы все то, что накладывают на древесину в процессе лакировки называть покрытием. В заграничной специальной литературе предложено для этого слово «финишинг».
Введение
Великие мастера эпохи расцвета искусства построения музыкальных инструментов в Италии А. Страдивари, И. Гварнери, А. Амати не оставили после себя никаких письменных изложений принципов своего искусства и технологических приемов работы, в том числе и о составах и способах приготовления лака и краски