Но у Страдивари мы привыкли видеть обыкновенно высокий превосходный стандарт, хотя и у него временами недостает красочности, качества и прозрачности лака. Мы не можем согласиться с всеобщем мнением, что материалы для составления лака старинных мастеров и технология его приготовления были тайной, ревниво хранимые немногими: по нашему мнению, вероятнее, что каждый мастер имел свои взгляды, как в отношении пропорции смолы и масла, и красителя, также и метода их соединения и применения лака. Потому мы допускаем, что каждый мастер имел свои секреты; но, материалы для лака и обычные методы его составления и употребления были всем доступны, кто ими хотел пользоваться, ясно видно, по инструментом оставшимися от различных итальянских мастеров. Все относительно лака было известно не только Кремонским мастерам и их непосредственным ученикам, но так же и последователям по всей Италии.
Даже Якоб Штайнер владел общеизвестными секретами лака, и он в действительности никогда не работал и не жил в Кремоне, если мы верим фактам, но не выдумкам. Далее, если, мы возьмем некоторых Зальцбургских мастеров, ранних французских и датских мастеров и некоторых наших мастеров – соотечественников – все эти люди имели и временами пользовались исключительно превосходным лаком, состав которого был подобен употреблявшемуся итальянцами. Следует спросить, как такой материал мог остаться секретом в маленьком городке, как Кремоне, где скрипичное мастерство, особенно в юности Страдивари, было развивавшейся индустрией? Материал для приготовления лака был в спросе и, очевидно, свободно доступен, что свидетельствует об отсутствии секретности. Возможно, были некоторые дрогисты в городе, которые снабжали всех мастеров необходимыми материалами; они могли даже составить лак и продавать его в готовом виде, ибо действительно некоторые мастера, как свидетельствуют их инструменты, были, на редкость ленивы и в них не горело усердие Страдивари. Нет! Прекрасный лак был в руках скрипичных мастеров задолго до рождения Страдивари