Что Страдивари употреблял исключительно чисто-масляный лак, который состоял из смолы растворенной в масле, обладавшим хорошим качеством высыхания, с прибавлением красочных ингредиентов, является, по – нашему мнению, неоспоримым.
Что высыхание порой было продолжительным и затруднительным даже в благоприятных условиях итальянского климата, видно из свидетельства самого Страдивари. В одном из двух известных писем мастера, он извиняется за задержку своей работы, причиненный невысыханием лака. Очень поучительным является письмо; посланное из Кремоны в 1638 году, в котором мы читаем: «скрипку нельзя довести до совершенства без сильного тепла солнца».
Взгляды Гилля в данном вопросе полностью совпадают с моими, как это изложено выше. Если бы Гиль опубликовал полностью рецепт лака и способ его приготовления, что, я допускаю, он также знает, тогда мое выступления могло и не состояться.
Вот уже больше ста лет продолжаются поиски утерянных «секретов» итальянских мастеров. Ищут их, кто в технологии построения инструмента, к кто в лаке. Мы рассмотрим лишь тех, которые занимались «открытием секретов» итальянского лака.
Гиль в своей книге об этих секретах пишет: «Мы надеемся изложить сущность вопроса и правильном свете, нежели это до сих пор делалось и этим рассеять таинственность, в котором закутан предмет разговора, всегда готовыми писаками в насыщении языками самосозданных авторитетов. Ежемесячно, даже еженедельно, мы получаем сообщения по этому делу. Все думают, а некоторые абсолютно убежденны: что они добились точного знания относительно лака. Они лакировали куски сигарных коробок, кусочки досок, полоски клена, или даже французские скрипки, неизменно простого сорта, продаваемые за несколько шиллингов в белом виде: и все они думают, что достигнутый результат удовлетворяет самые оптимистические ожидания».
Об авторах еженедельных открытий сведения не сохранились, известно лишь то, которые свои открытия опубликовали.
Одним из таких является француз Мелан, чья книга «Decouoorte des Anciens Vernis Staliens» вышла в 1859 году в Париже