Более того, за все время, приблизительно с 1550 по 1800 гг. не опубликованы книги, даже статьи об искусстве построений скрипки. Обширная литература в этой области, о которой читаем сегодня в библиографических указателях, создана после этого периода. Ее авторы, в большинстве не были выдающиеся мастера в этом искусстве, часто даже вообще не строили музыкальные инструменты. Эти книги, очерки и статьи можно разделить на две группы. Авторы одной группы описывают элементарные приемы по созданию инструментов, не вдаваясь в тонкости искусства, авторы второй – «открывают» тайны, кто в области технологии, кто лака. Приобрести всю эту литературу или только ознакомиться с нею почти невозможно.
На тему этой книги 100 лет тому назад в 1859 г. Опубликована книга француза Мелана: «Раскрыта тайна лака староитальянских струнных смычковых инструментов». В начале XX столетия англичанин Фрий снова «раскрывает» тайну лака и, наконец, в 1946 году американец химик И. Мишельман публикует свое «раскрытие» тайны лака Страдивариуса. Между этими «капитальными» раскрытиями тайны лака время от времени появились менее претенциозные раскрытия и выражались мнения о вероятном составе лака. Знаменательнейшие из этих гипотез вкратце разбираются дальше, чтобы понять истину и отсеять факты от рассуждений.
В моей книге цитируются выдержки из манускриптов старинных авторов, рассматриваются способы приготовления лака и красок в старину. Эти манускрипты мало доступны, в оригиналах написаны на латинском языке, а переводы на английский и др. стали библиографической редкостью. В последние годы часть их была издана и в СССР. Авторы скрипичной литературы лишь небольшой части этих свидетелей старины уделили внимание. А именно в них упомянуты рецепты лака, которые объявлены утерянными. Эти свидетельства старинных авторов показывают также насколько разные «раскрытия» тайн соответствуют истине.
Проблема звука скрипки, в целом, не входила в задачу этой части книги. Звук зависит от всей совокупности: материала, конструкции, акустической настройки дек и от лака