Об источнике этого рецепта О. Меккель пишет: «Август Толбек упоминает в своей замечательной работе «L Art du Zuhtier» между другими, рецепт Вирца(1878).
Тождественность этих двух рецептов, Дэвидсон лишь не указывает источник, откуда он описал этот рецепт и ничего не говорит о назначении стекла, а Меккель это интерпретирует, по его мнению, тоже неправильно. О том, думает ли и Толбек так же как Меккель, мне убедиться не удалось.
Более правдоподобной версией присоединения стекла в лаке может быть следующее:
В манускрипте Мюнхенской библиотеки, от 1503- 1508г. Имеется рецепт, как приготовить хороший лак: возьми два фунта венецианского стекла (т.е. венецианского терпентина), растолченного в порошок и раствори его в двух фунтах чистого вареного льняного масла.
Венецианское стекло для лака упоминает и Теодор де Майери в примечании к параграфу 18 б своего манускрипта: «Венецианское стекло или просто размельчают, или несколько раз в воде моют, высушивают и размельчают».
Насколько легко поверхностным переводом можно исказить мысль автора, показывает перевод упомянутого примечания на русский язык. Лужецкая его перевела так: «Венецианское или простое стекло, стертое или гашенное в воде несколько раз, высушенное и вновь стертое».
Как из венецианского терпентина, также из любой смолы типа бальзама, можно получить твердую смолу посредством вываривания в воде жидких скипидарных частей, можно читать в старых трактатах. Таким образом, полученную смолу называли «венецианским стеклом» или просто, возможно, стеклом, что в наше время называли бы канифолью.
Чарльз Рид никак не отозвался на рецепт масляного лака Дэвидсена, который заслуживает того, чтобы здесь его привести:
Янтарь плавленый 2 унции
Скипидар 5 унций
Высыхающее льняное 5 унций
масло.
Дэвидсон пишет, что он получил этот рецепт от лучшего скрипичного мастера Шотландии, который в свою очередь его получил от Эдинбургского мастера Хардье много лет тому назад.
Этот классический рецепт янтарного лака, даже и Дэвидсон не знал, как следует, как им пользоваться