Очерки о проблеме скрипичного лака? часть 31

Ближе к истине будет, если скажем, последний Церути свои инструменты лакировал тем же старым итальянским «пропавшим» лаком, только применительно новым экономическим требованиям, это соответственно изменил. Существуют же периоды отхода от лучших образцов лака и у самого а. Страдивари. Как сказано выше, в последний период его деятельности лак на его инструментах менее прозрачен, а краска преимущественно коричневая. Также его сыновья не достигали той красоты лака, какой виден на лучших инструментах отца. Но из этого еще не сделали вывод, что хороший лак исчез. Точно также нет оснований утверждать, что искусство приготовления итальянского лака исчезло в 1760-ом году. Если бы какой-либо музей был в состоянии собрать образцы инструментов мастеров всего света, которые работали после «исчезновения» итальянского лака, тогда бы мы наглядно увидели, на многих инструментах «исчезнувший» итальянский лак. На самом деле - льняное масло никогда не пропадало, точно также и янтарь, а красители изобретались все новее и лучше. Подумать только, откуда появились те более чем двести скрипок «Страдивари», в которых опознался Рихтер и те 2000 «Страдивари», с паспортами, присланные в 1937 году в Кремону на выставку? Создатели этих инструментов запрятались за этикеткой Страдивари, чтобы обмануть покупателя с целью продать по – дороже , но их работа и искусство лакирования заслуживает похвалы, так как лишь лучшие знатоки раскрыли их обман. Зачем же тогда все еще пишут и говорят о «потерянном искусстве» и кто такие, кто об этом жалуется? Мелан, Ч. Рид, Дж. Харт и.т.д., утверждают, что искусство приготовления итальянского лака утеряно, они же и стараются его вновь открыть. От них этот миф перенят энциклопедистами. Никто из этих «открывателей» не итальянец по национальности и они не были профессиональными скрипичными мастерами. Знаменательно, насколько мне известно, итальянцы эти «открытия не оспаривали». Сами итальянцы в скрипичную литературу не внесли ничего существенного: они разумно молчат, а инструменты и сегодня строят великолепно. И для меня «итальянский скрипичный лак» был потерянным искусством, ибо я просто не знал того, что знаю сегодня. Миф о потерянном искусстве создали болтуны, а дилетанты, употреблявшие спиртовой лак, дали этому мифу видимость доказательства: видите ли, их скрипки так не звучат, как покрытые «исчезнувшим» лаком. Откажитесь от спиртового лака, научитесь приготовлять и применять масляный лак и миф о «потерянном искусстве» останется лишь свидетельством о заблуждении в прошлом. Братья Гилль в своей книге о Страдивари, своим читателям, как добрую весть сообщают, что рецепт лака Страдивари сохранился у потомка - Джакомо Страдивари. Этот рецепт никто не видел, и он написан рукой самого маэстро; его из старой семейной библии в молодости переписал Джакомо, а оригинал уничтожил. В правдивости этой версии можно усомниться, но как некоторые иллюстрации к этому рассказу может служить следующее изложение проф. Рождественского из французского журнала. В журнале «Musique et Instruments» помещено сообщение, что к последнему потомку Страдивари в 1912 году явился какой-то скрипичный мастер и предъявил ему два древних рецепта лака, причем оказалось, что оба его рецепта были близки к тому рецепту, который принадлежал Страдивари как наследие предков. В том же журнале говорится, что рецепты расшифровали и согласно им составили лак и им покрыли инструменты, достигнув прекрасных результатов в оптическом, так и в звуковом отношении. Само по себе понятно, и в этом случае, над всем накинут порог «секрета».


Послать сообщение

          Fair.ru Ярмарка сайтов
Подарки и сувениры с доставкой - купить подарок..
Сайт управляется системой uCoz