Это и понятно. Играя скрипку, она вся вибрирует, особенно сильно вибрируют деки. Вибрация деревянных частей скрипки и есть усилитель самих по себе слабых звуков струн. Хотя проблема резонанса струнных инструментов далеко неразрешимая загадка, все же некоторые взгляды можем принять как близко к истине. В данном случае следует решить, какая поверхность резонатору более пригодна: какая у нелакированной скрипки, особенно верхней еловой деки, или же лакированная, гладкая, при условии, что лак не ограничивает свободу вибрации дек. По моим наблюдениям, гладкая поверхность инструмента усиливает звук лучше, нежели пористая поверхность. Поэтому звук нелакированной скрипки содержир призвуки, шумы, деревянность, которые пропадают после лакировки.
Эти два обстоятельства, по моему мнению, и требуют лака, при этом безразлично как его называют, - грунтом, лаком, краской, ибо все что наносится на чисто белое дерево является лаком в широком толковании, или же – покрытием инструмента.
Есть еще одно обстоятельство, действие которого наблюдаем на давно построенных инструментах и который, возможно, является тем «секретом», о котором старики сами не знали, но за которым так усердно охотятся искатели тайн. В лакированной наружной поверхности, особенно у ели, лаковая масса заполняет все поры древесины. Как это всем известно: древесина высыхая сжимается – усыхает. Этому закону подчиняются и скрипичные деки и этот процесс продолжается очень долго. Наблюдения показывают, что в процессе усыхания лакированная сторона деки сжимается меньше, чем нелакированная часть, которым сжаться не мешала лаковая масса в порах. В результате неравномерного сжатия в деках образуется внутренняя напряженность, которая себя проявляет очень наглядно при снятии дек с обечаек и которая, наверное, имеет очень сильное влияние на качество звука инструмента.
В этой связи, интересно отметить подобное движение деревянных досок в основах картин живописцев. Кто посетил зал старинных икон в Третьяковской галерее, тот видел, как согнулись эти доски: писанная сторона выгнулась и стала длиннее, чем другая ненаписанная сторона