Усов Артем Александрович,
аспирант кафедры Теории и истории исполнительского искусства Казанской Государственной
Консерватории (Академии) им. Н. Жиганова.
В оригинальном репертуаре для балалайки программная музыка занимает значительное место. Однако, для жанра сонаты программность является скорее исключением. История сонаты для балалайки насчитывает вот уже более полувека, и композиторы до недавнего времени обращались к ней как к традиционному жанру «чистой» музыки. И лишь в последние годы появились программные сонаты для балалайки, обозначив новое направление развития данного жанра и его новые возможности. Первыми образцами стали сочинения В.Плотникова и Ю.Гонцова[1], на которых мы и остановимся в данной статье. Этих композиторов можно назвать основоположниками программной сонаты для балалайки, развитие которой продолжается в творчестве других современных композиторов (например, неопубликованная соната Д.Полевой «Стихии», 2006 г.).
Трехчастная соната для балалайки соло В.Плотникова «Наваждения» имеет обобщенную программу, которая характеризует некое психологическое состояние. С точки зрения заданной программы, можно выстроить условную сюжетную линию, которая находит отражение в средствах музыкальной выразительности. Первая часть сонаты – своеобразная токката, вырастающая из одного звука, который постепенно окружается «призвуками» и словно разрастается в пространстве ритмического остинато. Музыка явно стремится отразить навязчивую или навязываемую мысль. Вторая медленная часть – состояние транса, гипнотического сна. Музыкальные темы постоянно соединяются друг с другом, создавая ощущение путающихся мыслей. Третья часть отличается калейдоскопичностью строения, в ней звучат темы всех частей, причем в трансформированном варианте. Это как будто смутное воспоминание о прошедшем и выход из состояния гипноза. Однако окончание сонаты не ставит уверенной точки, недосказанность сохраняется до последних звуков.
Музыкальное решение сонаты вызывает ряд размышлений относительно стилевых особенностей