Лауреат Всероссийского и международного конкурсов,
Солист АОРНИ ВГТРК,
преподаватель ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
Дмитрий Калинин.
Роль и значение оригинального репертуара в современном исполнительстве на русских народных инструментах.
1. Определение проблемы
«Что такое – балалайка?». Уверен, большинство из тех, кому зададут этот вопрос, ответят, что балалайка – это русский народный инструмент. Но далеко не каждый сможет вспомнить, как давно и где он этот инструмент слышал, да и как, собственно, этот инструмент звучит. Более того, обязательно найдутся люди, которые балалайку не слышали никогда. Та же ситуация с домрой и гуслями (в меньшей степени – с баяном). В редком случае человек, произносящий слово «домра», не перепутает ее с домброй…
Тому есть множество причин, и об этом уже много сказано и написано, поэтому я не задаюсь целью на страницах этой работы эти причины подвергать глубокому анализу и исследованию. Но я хотел бы обозначить ту первопричину, которая, на мой взгляд, являет собой корень множества проблем, мешающих развитию нашего жанра и сделать акцент на некоторые приоритеты, соблюдая которые, мы сможем эти проблемы решить.
К сожалению, безграмотность по отношению к русским народным инструментам растет с каждым поколением и в настоящий момент приобрела чудовищный, массовый характер. Но существует проблема, которая удручает и настораживает меня более всего. Дело в том, что наши инструменты остаются, по сути, неизвестными даже узкому кругу профессионалов, нашим коллегам – музыкантам академического направления. Конечно, первое имеет непосредственную взаимосвязь со вторым, но если даже пианисты, скрипачи, вокалисты, с которыми мне нередко приходилось общаться, не имели ни малейшего представления о балалайке до тех пор, пока я не давал им записи или не приглашал на концерты, то не трудно представить, насколько далеки сейчас от нашего жанра простые, неискушенные слушатели…
Почему россияне, в подавляющей массе, не знакомы с инструментами, носящие имя «русские народные»? Как получилось, что концерты нашего жанра имеют ничтожный общественный резонанс по сравнению с концертами академической музыки? Что препятствует развитию исполнительства на русских народных инструментах и возможно ли преломить эту тенденцию?
Конечно, первой причиной подобного положения дел сразу можно назвать бедственное состояние нашей российской экономики; отсюда – недостаточное внимание государства к проблемам культуры и образования, слабое финансирование концертных организаций, приводящее, подчас, к их расформированию (печальный пример – Московская областная филармония)