Наш жанр, действительно, совсем не простой. При внешней доступности, «народности», наши балалайки или домры до сих пор, увы, остаются для композиторов непознанными, и даже, в некотором роде, экзотическими… В настоящий момент музыкант-народник не может позволить себе быть просто хорошим музыкантом, он должен быть личностью, способной своим талантом и харизмой заставить современных авторов обратить на себя внимание. В подавляющем большинстве случаев композитор пишет не просто музыку для балалайки, домры или баяна, он пишет музыку для какого-то определенного солиста, сумевшего наладить с ним творческий контакт, сумевшего его заинтересовать. По своему личному опыту знаю, что не всегда это бывает просто – кого-то смущает сравнительно небольшой звуковой и динамический диапазон балалайки, незнание специфики инструмента, кто-то откровенно признается, что опасается осуждения среди коллег и друзей… Пообщавшись с такими «деятелями», в голове появляются мрачные мысли и по поводу их профессиональной компетентности, и по их способности оставить свой след в переполненном хорошей музыкой академическом жанре, раз уж их отпугивают подобные препятствия со стороны наших инструментов. К счастью, никто из композиторов, с которыми я сотрудничал, не высказывался о том, что пожалел о приобретенном опыте написания музыки для балалайки. Более того, некоторые из них уже задумываются над созданием новых сочинений для моего инструмента.
На страницах этой работы я намеренно не вдаюсь в рассуждения о несовершенности нашего инструментария. Действительно, необходимы новые, светлые идеи со стороны наших мастеров, – и балалайка, и домра нуждаются как в повышении степени удобства игры, так и в улучшении их звуковых качеств. К сожалению, еще одним камнем преткновения, относящегося к качественному звукоизвлечению на струнных народных инструментах, является их простота и несовершенство конструкции. Действительно, чем проще конструкция музыкального инструмента, тем сложнее из него извлечь хороший звук