Уверен, если бы А. Вивальди услышал звучание домбры и решил написать для нее музыку, он наверняка бы это сделал с учетом всех особенностей этого инструмента (динамических, тембральных, технических, акустических и т. д.), и сумел бы создать оригинальное и характерное произведение, которое ни на каком другом инструменте не прозвучало бы столь эффектно.
Такого рода впечатления привели меня к пониманию негативного отношения подавляющего числа «академистов» к «народникам», исполняющим переложения классической музыки. Я сам, на своем опыте, убедился в том, что, не смотря на благозвучие и стилистическую адекватность некоторых переложений и транскрипций, любой инструмент звучит всегда убедительно тогда, когда на нем исполняют или народную или оригинальную музыку. Возьмем, к примеру, скрипку: в скрипичном репертуаре – достаточное количество отличных транскрипций и переложений, однако я ни разу не слышал сольный концерт какого-нибудь скрипача, программа которого более чем на 50% состоит из неоригинальной музыки. У «народников» же – это сплошь и рядом. Балалаечники и домристы настолько привыкли к звучанию скрипичного репертуара на своих инструментах, что это уже для всех стало нормой; более того, иногда я слышу мнения о том, что некоторые образцы скрипичной музыки на наших инструментах звучат лучше! И это не предел – иные «поборники» нашего жанра настолько сроднились с чужим репертуаром, что уже считают непристойным исполнение на своих инструментах обработок русских народных песен…
Но, довольно мрачных красок, пора обозначить и позитивные тенденции, наметившиеся в нашем жанре за последние несколько лет.
3. Новейшая истории развития оригинального репертуара.
Первым музыкантом, который эти тенденции обозначил и укрепил, бесспорно, является лауреат международных конкурсов, заведующий кафедрой струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных, доцент А.А. Горбачев. Будучи прекрасным исполнителем, методистом и публицистом, Андрей Александрович создал, по сути, новый концертный репертуар балалаечника, требующий от исполнителя высокого исполнительского мастерства