В вышеназванных странах существуют специализированные радиостанции, телевизионные каналы, на которых круглосуточно (сам тому свидетель) транслируются выступления артистов – представителей национальной культуры; записи ансамблей и оркестров народных инструментов; передачи, посвященные общей проблематике жанра и его перспективе; всевозможные интервью с артистами из других штатов, областей, стран; мастер-классы в режиме реального времени (on-line); всевозможные викторины и так далее…
В нашей стране – все с точностью, да наоборот. Отношение к русским народным инструментам, и к балалайке в частности, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Неискушенные слушатели, в большинстве своем, относятся к балалайке как к чему-то прикладному, примитивному, а музыканты-академисты, как правило, видят этот инструмент лишь в качестве носителя характерного, народного тембра с соответствующими узкими возможностями его применения. Более того, даже некоторые политиканы, в частности, нынешний министр обороны России А. Иванов, позволяют себе высказывания о струнных народных инструментах с плохо скрываемым пренебрежением. В массовом сознании – человек, играющий на балалайке, занимается чем-то несерьезным, даже, в некоторой степени, комичным…
Какие средства, какие механизмы помогут представить наш жанр в выгодном свете? Как повысить (создать) престиж нашей профессии? Каким образом – характерный, самобытный, где-то на подсознательном уровне родной тембр балалайки, домры, баяна и гуслей донести до обычного слушателя, заставить этот тембр вспомнить, переосмыслить и полюбить? Как доказать, что уникальность русских народных инструментов – не в коем случае не недостаток, а, напротив, – их достоинство, можно сказать – «изюминка»?
Итак, постепенно, мы подошли к главной проблеме нашего жанра, к той первопричине, которая формирует и общественное мнение, и мнение специалистов; определяет перспективы развития исполнительства на русских народных инструментах; к той проблеме, в решении которой должен принять участие каждый музыкант-народник, причем незамедлительно, ибо в этой стезе мы катастрофически уступаем всем музыкальным специальностям: пианистам, вокалистам, струнникам, духовикам…
Я говорю о проблеме оригинального репертуара