Это потрясающе, что при игре на балалайке не используется ни медиатор, ни смычок, ни что-либо еще! Отсюда – внушительное (по сравнению с плекторными инструментами) количество приемов игры, которые я использовала в своем сочинении. С самого начала Д. Калинин попросил меня написать виртуозную пьесу, не ограничивая себя ни в выборе штрихов и приемов, ни в уровне технической сложности. Конечно, впоследствии, Дмитрий сделал свою исполнительскую редакцию для удобства исполнения всех технических изысков любым исполнителем на балалайке. В «Ханд-вольтиже» использовано гитарное пиццикато, одинарное пиццикато, большие растяжки и скачки в левой руке и многое другое.
Без сомнения, в пьесе прослеживается цирковое выступление ариста-акробата. Здесь – и жонглирование, и бег, и прыжки, и характерное «зависание», когда солист остается один без аккомпанемента, исполняя бесконечные пассажи тридцать вторыми нотами в темпе Allegro. В оркестровом варианте в этот момент звучит барабанная дробь, еще раз рисуя перед слушателями захватывающее действо на арене цирка.
«Ханд-вольтиж» – яркая, искрящаяся концертная пьеса, еще раз показывающая слушателю безграничные возможности балалайки, причем, не только музыкально-эстетические, но и технические. Надо сказать, что публика каждый раз восторженно принимала это произведение, с овациями и с возгласами «Браво!». Пьеса исполнялась в Москве, Санкт-Петербурге и Череповце; с выходом в свет сборников она начала исполнятся и в других городах России. В Санкт-Петербурге ее исполнил преподаватель Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Евгений Желинский.
Хочется надеяться, что «Ханд-вольтиж» займет достойное место в репертуаре современных виртуозов-балалаечников как пьеса, уместная на любом концерте и перед любой публикой.
Алексей Соколов
Алексей Соколов родился 21 июля 1978г. Окончил Московский Государственный Институт Музыки им. А. Шнитке по классу баяна у профессора Ю.А. Вострелова. Брал уроки композиции у М