Основные её признаки, нашедшие отражение в концерте, таковы.
Во-первых, это членение на три чётких раздела – экспозиционный (цифры 1-8), разработочный (цифры 9-32) и репризный (цифры 33-47). Кроме того, в концерте есть небольшое вступление (до 1 цифры) и эпилог (цифры 48-49). А также два маленьких эпизода, каждый раз в измененном виде повторяющих материал вступления и служащих для более чёткого разграничения крупных разделов (цифры 14 и 23).
Во-вторых, это тональный план: в репризе основные темы тонально сближаются.
В-третьих, – и это то, что является основой симфонизма, выросшего из сонаты, – в итоге происходит качественная трансформация основного образа.
Открывается концерт небольшим вступлением, построенным на интонациях главной темы. Его роль, как и двух других аналогичных эпизодов, очень похожа на роль занавеса на театральной сцене. Касаясь так или иначе основной темы произведения, они не вносят никакого действия. Это застывшие, статичные облики главных героев. Очень условно их можно было бы назвать «антрактами» к действию.
Экспозиция. В ней ясно различимы две контрастные темы. Условно назовём их главной и побочной. По смыслу в экспозиции показаны две противоположные сферы. Одна – сфера земной жизни, той, в которой обитает «герой» произведения, – выражена энергичной главной партией (цифры 1-8). Это – сама жизнь, кипящая, бурлящая.
Сама главная партия имеет трёхчастную форму. Крайние разделы представлены токкатной темой, в структуре которой в предельно сжатой форме можно увидеть весь процесс «преодоления», который развернётся в дальнейшем. Назовём эту тему темой А). Мелодическая линия этой темы в своём диапазоне охватывает две октавы. Начинаясь в верхнем регистре, она постепенно опускается вниз, где происходит некий «перелом», некое «преодоление», и с этого момента она неуклонно устремляется вверх, и заканчивается утверждением новой высоты. Важно отметить тот момент, когда происходит поворот в движении мелодической линии. Это два тритона: нисходящий и восходящий