Именно эта интонация служит в данной теме «поворотным пунктом» (см. цифры 1-3, 6-8). Она же сыграет важную роль в аналогичном по значению месте всего произведения.
Вторая тема главной партии (цифры 4-5) рисует другую грань характера «героя». Она тоже напориста, энергична, но очень скупа интонационно. Это – то, что мешает «герою» двигаться вперёд (тема В). У солиста – это два жёстких синкопированных кварто-секундовых аккорда (в1) и следующая за ними лирическая фраза, которая обрывается, не успев начаться. На разных высотах эта последовательность повторяется семь раз. В сопровождении создана фактура, состоящая из монотонно повторяющейся простой фигурации в басу (в2) и более витиеватой, рельефной, не симметричной басу, фигурации в верхнем регистре (в3). Всё вместе это создаёт эффект заколдованного круга, из которого стремится выбраться «герой». Но сделать ему этого не удаётся, и движение возвращается к первой теме. Теперь её фактура содержит элементы второй темы, те самые отрывистые аккорды (в1), которые примут в дальнейшем развитии чуть ли не главенствующую роль. Это как бы суммарный облик «героя» в экспозиции (А+В). Начавшись в главной тональности (e-moll), эта тема заканчивается в однотерцовом мажоре (Es-dur), чем предсказывает оптимистический исход всего произведения.
Побочная тема вводит нас в совершенно противоположную сферу образов (тема С). Я назвал бы его ангельским миром, миром идеальным, миром возвышенных мыслей и чувств. Это именно то, что должно сыграть главную роль в борьбе. Не имея такого идеала, не памятуя о нём постоянно, невозможно сдвинуться ни на шаг. Тема эта не большая, проводится два раза в характерной для неё параллельной тональности (G-dur) в высоком регистре: вся фактура, построенная на канонической имитации простого мотива, не опускается ниже первой октавы, а сама мелодия звучит во второй-третьей октавах. Завершается экспозиция этого образа небольшим секвенционным ходом (цифра 13), «опускающим нас на землю». Этот эпизод с трудом можно назвать заключительной партией