Во время второго проведения темы в партии балалайки появляется интонации в3, из «заколдованного круга». Но она звучит здесь более решительно, и после второго кольца проведения находит выход в более устремленную и «прямолинейную» тему. На этом заканчивается второй раздел экспозиции и появляется тема вступления – второй «антракт».
Третий раздел разработки самый динамичный по развитию, хотя и исполняется почти весь балалайкой соло – это большая каденция. Она буквально «влетает» в репризу, в кульминационное проведение главной партии. И последний «антракт» перед третьим разделом разработки служит отдыхом перед последним рывком.
Итак, сразу после «антракта» звучит на первый взгляд очень странная тема. Это – вальсок, построенный на интонациях темы А (gis-moll) и в1. Он длится всего пять тактов, и снова, не успев развернуться, прерывается мощными аккордами. Что это? По моему замыслу, это попытка героя уйти от поставленной саму себе задачи бороться. Это – лёгкий путь, уход от проблемы, а не её решение. И к победе этот путь никогда не приведет. В мелодии заложены изломанные, «лукавые» интонации. И от этого тема приобретает «пошловатый» оттенок. Это некие сети Клингзора, в которые можно угодить, лишь один раз расслабившись и забыв о своём окончательном и бесповоротном решении идти до конца. По счастью, наш герой вовремя остановился и приготовился к последнему бою.
В не очень большой, но насыщенной каденции переплетаются все основные интонации главной партии. Это и тема А (ритм), и в3, и в1. Последний этап внутренних борений: «Быть или не быть?». И ответ получаем в репризе: «Быть»! На высшей точке эмоционального накала начинается реприза.
Реприза. Главная партия сохраняет свою общую структуру (АВА). Начинается она темой А, изложенной в октаву в басу на фоне репетиционных повторений интонации в1 аналогично второму разделу разработки, только в темпе Allegro. Это «герой» в действии, полный решимости. Ему осталось сделать последний рывок, – и он победил. Именно потому, что начало репризы – ещё не окончательный результат развития, она начинается не в главной тональности, а в субдоминантовой (a-moll)