В своем развитии эта тема постепенно наполняется диссонансными нотами, далее – аккордами, которые на accelerando подводят нас к разработке.
Разработка изобилует столкновениями, драматическими колли-зиями, темпом и динамическим напором. Начало разработки – нервная, резкая и угловатая «тема зла» – видоизмененная «тема креста», характеризующая главного героя – Гренуя. То там, то тут – неожиданные акценты, скачки, глиссандо, синкопированный ритм. Вдруг она затухает, но это – обман, тут же, вдруг, accelerando и crescendo образуют быстрое, но ритмически четкое триольное движение шестнадцатыми. Внутри него неизменно присутствует «тема креста», отмеченная акцентами. Триольный поток то динамически затухает, то вновь набирает силы, и, в конце концов, влетает в инверсионно измененную «тему креста» (F-E-C-Des)! Далее – разработка небольшого эпизода, построенного на первой теме данного раздела, и приводящего к менее подвижной, но более жесткой, даже жестокой «теме зла», полной акцентов и далеких скачков. Далее, эта же тема преобразует свой шаг из дуольного в триольный, crescendo, появляются аккорды и, вдруг, вся триольная ткань на accelerando «врывается» в самую 1-ю кульминацию из будущей серии, состоящей из 3-х кульминаций. 2-я кульминация подготавливается на основе предыдущего материала, правда, заметно динамизированного и расширенного, что придает еще больший кульминационный эффект по отношению к первому. Пик 2-й кульминации – два, сдвигающихся на полутон вверх, неполных себтаккорда выписанных мной на два sforzando под двумя акцентами.
3-я кульминация – вершина драматического напряжения всей разработки и смысловой центр всего произведения. В нотах указано: «Отчаянно, со всей силой», и именно здесь главный герой испытывает весь ужас от осознания своей трагедии и невозможности достижения счастья. «Тема креста» неустанно напоминает о себе как в мелодическом голосе, так и в подголосках; в полифоническом движении то опережая друг от друга, то, наоборот, отставая. Эта последняя, генеральная кульминация начинается с 3-х forte и «взрывается» на пяти!
Наступившая генеральная пауза символизирует оцепенение от пережитых эмоций и эмоционального напряжения, и подготавливает слушателя к репризе и коде