Сен-Санса и Ф. Листа в рамках нашего жанра.
Напротив, очень вяло обстоит дело с появлением на свет новых обработок русских народных песен для балалайки. К сожалению, не так давно нас покинул человек, который за свою долгую жизнь создал, без преувеличения, «золотой фонд» обработок русских народных песен, которые были и будут актуальны всегда. Это – замечательный ленинградский (Санкт-Петербургский) музыкант, балалаечник и композитор А.Б. Шалов, в свое время совершивший новый качественный рывок (после В.В. Андреева и Б.С. Трояновского) в сторону осмысления и адаптации русского народного мелоса для балалайки. Увы, но в данный момент я не могу назвать композитора, или композиторов, которые смогли бы достойно, на новом качественном уровне продолжить дело Александра Борисовича в пропаганде русской народной песни с помощью инструментального исполнительства. И дело не в том, что нет хороших композиторов – они есть, только заинтересовать их в написании новых интересных обработок русских песен, увы, совсем не просто. Кстати, что касается нового уровня осмысления русского песенного фольклора, то здесь мне более всего импонирует то, как с этой задачей справился талантливый воронежский композитор, пианист Михаил Цайгер. Его Концертная фантазия на тему русской народной песни «Сронила колечко» для балалайки соло является, на мой взгляд, наиболее точно отражающей то направление, в котором должен развиваться жанр обработки; это произведение – достойный пример зрелого композиторского мышления с оригинальным, в какой-то степени самобытным языком, не отягощенным привычными клише.
Итак, в настоящий момент мы находимся, в некотором роде, перед распутьем. Перед нами две дороги: ступив на первую, мы, поразив в свое время старое поколение «академистов» исполнением увертюры из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, снова поставим перед собой цель поразить уже современное культурное общество и, начав, пожалуй, с пианистов, с рвением возьмемся за «транскрипцию» 1-го фортепианного концерта П