Струны для русских народных инструментов: прошлое и настоящее
Приходилось ли вам задумываться о том, какова роль струн в жизни струнного инструмента? Не погрешу против истины, если скажу, что какого бы уровня ни был инструмент, его звучание существенно зависит от качества и правильного подбора струн. Струны являются первоисточником колебаний, благодаря которым и звучит музыкальный инструмент, являющийся по сути только усилителем и фильтром тех гармоник, которые выдают струны. И хотя инструмент может подчеркнуть или ослабить те или иные зоны спектра звука, придав ему большую красоту и выразительность, но если их нет в струне, то и усиливать инструменту будет нечего. Даже самый лучший инструмент с глухими и фальшивыми струнами будет сразу признан негодным. В равной мере это относится ко всем струнным инструмента, в том числе к щипковой группе, в которую входят русские народные инструменты домра и балалайка.
Начиная рассказ о струнах, нельзя пройти мимо истории становления, а лучше сказать – возрождения самих русских народных инструментов, связанной с именем выдающегося музыканта и подвижника В.В.Андреева (1861-1918). Не углубляясь в историю происхождения балалайки и домры, коротко отметим, что хотя эти инструменты насчитывают не одно столетие существования, в российской истории бывали времена, когда на долгие годы они были запрещены властями и выпадали из культуры русского народа. Поэтому когда в конце XIX века, в период небывалого всеобщего интереса к национальной культуре, и в том числе к русской народной музыке, оказалось, что в России практически утрачены исторические прототипы народных инструментов, по которым можно было бы воссоздать их конструкцию. Тщательно исследовав сохранившиеся варианты относительно старых балалаек, Андреев остановился на треугольной трехструнной конструкции инструмента. И хотя первая концертная Андреевская балалайка (1887 г.) имела на грифе пять традиционных «вязаных» ладов, перемещая которые можно было исполнять музыку в ладовых строях, довольно быстро музыкант пришел к мысли, что выбор все же должен быть сделан в пользу хроматической модели, гриф которой имел бы врезные металлические лады, подобно грифу гитары или мандолины