Струны для русских народных инструментов: прошлое и настоящее часть 1
Именно такой инструмент, по мнению Андреева, мог стать профессиональным, отвечающим современным требованиям исполнительского искусства. И хотя, с моей точки зрения, мензурная концепция [1] семейства балалаек не была всесторонне продумана ее создателями, Андрееву удалось воплотить в жизнь свою идею создания "русского оркестра", который имел оглушительный успех, как в России, так и за ее пределами. Можно сказать, что во многом благодаря этому человеку балалайка сегодня стала такой же визитной карточкой России, как матрешка и Русский балет. Новые домры были изготовлены несколько позднее балалаек (1896-1900), поэтому сразу стали хроматическими с врезными металлическими ладами [2].
Нельзя не упомянуть о том, что создание "русского оркестра", было бы невозможным без участия двух мастеров-изготовителей музыкальных инструментов Ф.С.Посербского и С.И.Налимова, которых в разное время Андреев привлекал к работе по созданию новых версий домр и балалаек на основе старинных народных инструментов. Под руководством маэстро этими мастерами было создано более десятка разновидностей инструментов [3], конструкция которых дожила до наших дней почти без изменений, причем лучшие их них до сих пор служат образцами современным мастерам.
Жильные струны
До конца XIX века для большинства струнных инструментов, в том числе таких популярных, как гитара и скрипка, использовались в основном жильные (кишечные) струны, которые также служили и для обвязки ладов на балалайке. Помимо жильных применялись также медные и шелковые струны, но гораздо реже. Самые качественные жильные струны привозились в Россию из за границы – главным образом из Германии, Франции и Италии, где струнное дело было поставлено с давних времен[4]. В России первые попытки создания струнного цеха также были связаны с иностранной технологией. В начале XX века в Полтавской области был создан небольшой струнный цех, который возглавил немецкий струнный мастер, приехавший из Макенкирхена - города издавна славившегося своими музыкальными ремесленниками (в 1912 году в цехе работало 7 подростков мужского пола)