Струны для русских народных инструментов: прошлое и настоящее часть 4
И хотя в это время струны для домр и балалаек продолжали выпускаться несколькими струнными цехами[8], а также отдельными мастерами-надомниками, качество продукции мастерских БТ считались все же лучшим[9]. Удивительно, как эти струны, ничем конструктивно не примечательные, изготовленные из среднего по качеству отечественного сырья, завоевали к себе такое уважение в среде профессионалов, хотя нельзя не признать, что мастера[10] БТ работали на совесть и не гнались за количеством в ущерб качеству.
С возникновением в 90-х годах рыночной экономики у российских музыкантов появился более широкий выбор - на прилавки музыкальных магазинов хлынул поток товаров иностранных производителей, в том числе и струн. Однако меньше всего это изобилие затронуло русские народные инструменты. Импорт в этом секторе был представлен только дорогими струнами для домры малой и балалайки прима (с фотографиями на упаковке известных российских музыкантов А.А.Цыганкова и П.И.Нечепоренко) одной малоизвестной в России немецкой фирмы. Исполнителям на балалайке прима в этом смысле повезло больше других – они очень быстро забыли о дефиците качественных вторых и третьих струн «ми», получив возможность приобретать в музыкальных магазинах леску, которая идет на третью гитарную струну.
Большинству же музыкантов, использующих струны на стальной основе, пришлось, и, видимо, еще долго придется, по прежнему полагаться главным образом на отечественную промышленность. Но все не так плохо. Несмотря на то, что сегодня выбор народных струн не столь широк по сравнению с гитарными, нельзя не признать, что с каждым годом в этой области дела идут все лучше - постепенно музыканты-народники начали забывать советские времена, когда струны для домры и балалайки нельзя было купить в музыкальном магазине. В условиях конкуренции новые отечественные производители неплохо решают задачу восполнения дефицита качественных «народных» струн, внедряя в струнное дело современные технологии и материалы. Со временем новичкам удалось не только превзойти технологический уровень мастерских Большого театра, но и представить музыкантам более широкий ассортимент струн