Струны для русских народных инструментов: прошлое и настоящее часть 8
Меньшие по масштабу европейские производители струн проигрывают американцам в ценовой политике, зато лучше контролируют качество, что особо заметно на примере наиболее сложных по конструкции струн для смычковых инструментов[19]. Не все российские производители могут похвастаться хорошим контролем качества, несмотря на то, что по масштабам производства во много раз уступают даже европейским фирмам, поэтому музыкантам при выборе струн лучше проверять их состояние хотя бы «на глаз». Это помогает не всегда, но неаккуратный внешний вид струн часто свидетельствует о том, что их делали впопыхах, не особенно заботясь о соблюдении всех технологических тонкостей.
Если вы думаете, что всем вышеперечисленным ограничиваются проблемы изготовления качественных струн, то ошибаетесь. Не все, как мы сейчас убедимся, зависит от самих струн.
В этой части статьи нам придется более подробно остановиться на проблеме, о которой было вскользь упомянуто вначале. Как уже было сказано, мензурная концепция балалаек (в отличие от домр) не была до конца продумана ее создателями, принявшими смелое решение о слишком плотном расположении мензур оркестровых инструментов прима, секунда и альт. Произошло это по достаточно банальной причине - остановившись на удобной лично для себя достаточно большой мензуре солирующего инструмента «прима» около 430 мм[20], Андреев невольно заложил проблемы в мензуры всего семейства балалаек. Из-за того, что упомянутые выше оркестровые балалайки получили идентичную структуру настройки[21], удлинять их мензуры отцам-основателям было крайне нежелательно, во избежание неудобств, связанных со слишком большой растяжкой пальцев в левой руке. Но даже тот компромисс, который был предложен Андреевым, не удовлетворил следующие поколения музыкантов, под натиском которых мастера-изготовители инструментов стали урезать мензуры еще больше[22], так, что сегодня при взгляде на балалайку сразу и не разберешь, какой перед тобой инструмент – прима, секунда или альт. И хотя в специальной литературе приводятся размеры мензур балалаек в достаточно большом диапазоне, мой опыт общения с мастерами и музыкантами свидетельствет, что на практике разброс в мензурах этих инструментов еще больше:
БАЛАЛАЙКА ПРИМА: официальные данные 435 - 450 мм – (фактически: 428 – 460 мм)
БАЛАЛАЙКА СЕКУНДА: официальные данные 475 - 490 мм (фактически: 440 – 490 мм)
БАЛАЛАЙКА АЛЬТ: официальные данные 490 - 535 мм (фактически: 490 - 540 мм)
Подобное положение дел привело к тому, что сегодня можно услышать от мастеров и музыкантов-народников суждение, что разница в мензуре инструмента 30-50 мм не играет существенной роли