Ведь традиции мастеров-балалаечников, не успев ещё сформироваться, укорениться, были утрачены. В советские времена "народные" инструменты сделали уделом народа, искусство послали в массы, а производство поставили на поток. В артелях балалайку клепали за три дня и отправляли в очередной дом культуры развивать самодеятельность. Настоящие мастера работали ещё какое-то время в Питере, но после войны никого уже не осталось.
Правда, появлялись любители. К примеру, балалайками страстно увлекался авиаконструктор Камовского бюро, один из создателей знаменитого вертолёта "чёрная акула" Марк Куффер. Он даже попытался синтезировать весь опыт и создал свою модель балалайки. На его инструментах стоят уникальные лады из некоего металлического сплава, очевидно, используемого в авиастроении: металл мягкий, но практически не изнашивается.
Сегодня Валерий Гребенников – единственный мастер с высшим музыкальным образованием. Других инструментов, кроме балалаек, не делает – не его специальность. На каждый уходит не менее 40 дней. Задачу свою, как мастера, Валерий формулирует просто – "сделать классный инструмент", так соединить все составляющие, чтобы самую его красоту показать – тембр.
"Не было у меня такого, мол, хочу делать балалайки! – говорит Валерий. – Просто по молодости хотелось выпендриться, как, наверное, когда-то Андрееву. Со временем, конечно, мысли поменялись. Чем больше ковыряешься, тем больше понимаешь. Берёшь в руки кленовый чурбачок, а из него может деревяшка, а может инструмент получиться. Загадка! Вот ведь всё делаешь одинаково, из одного материала, а все инструменты разные получаются. На моём счету 39 балалаек, а до сих пор лучшая из них – шестая".
В феврале этого года в рамках II Всероссийского фестиваля мастеров музыкальных инструментов имени Ивана Батова прошёл первый в истории конкурс мастеров балалаек. 25 новых сверкающих лаком инструментов соперничали друг с другом в нескольких турах: сначала внешние данные – качество материалов, работа, стиль; потом характеристики звука – сила, яркость, полётность, красота тембра и т.д. Каждый инструмент выступал под девизом, имена мастеров для жюри, в котором были лучшие исполнители-балалаечники, сохранялись в тайне. Две балалайки, "Санта" и "Кира", по всем показателям набрали высшие баллы, и мастер В. Гребенников получил за них первую премию.
Организовавший этот конкурс Творческий союз мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов возник около десяти лет назад. Иначе в одиночку насущные цеховые проблемы не решить. Достижения есть – например, профессию из графы "рабочие специальности" удалось перевести в раздел "творческие". Но работать мастерам по-прежнему негде. В штатном расписании большинства музыкальных театров и учебных заведений такой профессии не значится, следовательно, нет мастерских, материалов и прочих условий труда.
Другой больной вопрос – сбыт. В среде потенциальных покупателей, молодых музыкантов существует устойчивый стереотип: хороший инструмент – скрипка ли, балалайка – должен быть старым. Пусть латанным, клееным и немереной стоимости. Никому невдомёк, что это – драгоценность, которая нуждается в специальном уходе, требует постоянного дорогостоящего ремонта. В общем, вещь не на каждый день.
Новые инструменты дешевле и, главное, лучше. Но убедить в этом музыкантов весьма трудно. Пока же не возникнет спроса на инструменты, не будет интереса к ремеслу. Кому передавать опыт, традиции, секреты? Впрочем, Валерий Гребенников тут настроен оптимистически и на собственном примере скажет, что всегда найдётся пытливый малый, который, желая "выпендриться", загорится мечтой и станет мастером.
* Помимо Норвегии, по нескольку оркестров русских народных инструментов есть в Швеции, Японии, Германии, Франции. А в США уже 25 лет подряд ежегодно устраивается конгресс любителей балалаек с концертами и обменом опытом.