Влияние медиатора на качество звукоизвлечения часть 2
При использовании медиаторов из капрона, зачастую возникают лишние призвуки, чрезмерно размытое звучание, как появление своего рода «неуклюжести» в игре. В связи с мягкостью материала его толщина превышает положенный размер медиаторов для домры малой (от 1,2мм до 1,5 мм), когда только при этом размере можно избежать лишних призвуков и стука. Если же играть правильной толщиной медиатора из капрона, то он становится очень мягким и менее управляемым. Медиаторы из капрона, как правило, часто используют в оркестрах, при исполнении кантилены. Использование в сольном исполнительстве медиатора из капрона допустимо только в особых случаях для создание определенного колорита звучания.
Величина и форма медиатора
Какова же оптимальная величина и форма медиатора и как определить этот критерий правильности? Главным критерием правильности следует считать управляемость медиатором. Слишком большой или маленький медиатор всегда вызовет неудобство, что отражается на звуке, поэтому подход к выбору величины и формы медиатора должен быть индивидуальный. Связано это с физическими особенностями исполнителя и его постановкой. Для более крупных пальцев необходим широкий медиатор, для тонких – узкий. Что же касается длины медиатора, то она связана с постановкой руки. Здесь нужно говорить о степени глубины держания медиатора в пальцах, а так же и общей постановке правой руки (более высокой или более низкой). Чем глубже медиатор удерживается в пальцах, тем больше должна быть его длина.
Вот некоторые примеры величины и формы медиаторов (Рис. 1).
Ребро фаски медиатора
Влияние на звук величины и формы самого медиатора не так значительно, как конфигурация и толщина ребра фаски медиатора. Здесь критерием правильности будет являться наш слух.
Одна из особенностей исполнения на домре – нехватке обертонов в звучании инструмента. В сравнении с балалайкой наш инструмент проигрывает значительно. Высказывания некоторых современных композиторов оставляют желать лучшего отношения к нашему инструменту: «мы не видим такого богатства тембра и обертонов на домре, как у балалайки»