Влияние медиатора на качество звукоизвлечения часть 3
Одна из важных задач домриста – добиться максимально схожего звучания с балалайкой по обертонам, а задача балалаечника – достичь такого же филигранного исполнения пальцем, как при игре медиатором у домристов. Нужно много экспериментировать и сравнивать различную конфигурацию и толщину фаски, и выбрать оптимальный вариант, который позволил бы дать то звучание, которого «требует» наш слух. Ребро фаски медиатора (рис. 2) не должно быть острое, а должно быть округлым, и при заточке медиатора это надо учитывать. Когда ребро фаски стачивается, оно становится острее, а звук более открытым. На ребре фаски появляются шероховатости, вызываемые трением о струну, которые неизбежно дадут о себе знать с появлением призвуков. Конфигурация фаски должна быть округлая, чтобы захватить большую площадь при соскальзывании медиатора со струны и, тем самым дать больше обертонов. Во всем должна быть мера, так как слишком большая толщина и большая округлость фаски может дать призвуки и стук или «запылившийся звук, не имеющий чистых высоких обертонов» В свою очередь, слишком тонкая и острая фаска даст открытый, лишенный низких обертонов звук. В данном вопросе нельзя оставить без внимания и постановку правой руки. Здесь будет важна степень поворота при удержании медиатора в пальцах, так как при сильном повороте площадь соприкосновения медиатора со струной будет увеличиваться, тем самым меняя звук, делая его более «толстым». В конечном счете, все должно контролироваться слухом, а результат зависит от профессионализма исполнителя и преподавателя.
Медиаторами с более округлой конфигурацией ребра фаски будет лучше играть кантилену, исполняемую в основном приемом игры тремоло. Являясь одним из сложных приемов игры на домре, тремоло всегда вызывало большую полемику вопросов, начиная от «правильности» движения руки (кистевое тремоло), заканчивая высчитыванием чистоты ударов. Важнее всего найти ту слитность звучания, которая избавит нас и слушателей от этого высчитывания. Зачем концентрировать внимание на самом ударе, думать, что с большей чистотой ударов можно добиться предельной слитности