Частично это исправляется усилением ударов по язычку правой рукой, или более активным дыханием.
Этот варган требует персонального защитного футляра. В универсальном футляре ему тесно и по длине и по ширине: дуга выступает за край, а кончики губок упираются в стенки выточенной ложбинки, отчего варган торчит над футляром.
Примерно так он звучит:
2. Варган Поткина Павла утяжеленный. Длина язычка 6,5 см
Купить варган
Звучание напоминает большой варган Минакова-Казанцева, но несколько глуше, и не столь раскатисто. Губки короче, чем у большого варгана Минакова-Казанцева, и без огранки, - поэтому при сильных и быстрых ударах у начинающих музыкантов возможно попадание язычком по краю губ (что болезненно) или по зубам (что неблагозвучно). В моем случае утяжеленный варган Поткина затихает быстрее варгана Минакова-Казанцева, что требует более интенсивной работы правой рукой, а также легкими - для поддержания звучания. Игра "крещендо" не очень убедительная, либо требует очень резкого вдыхания после предварительного удара, - отчего крещендо получается коротким. Заставить варган звучать только силой вдоха почти не получается. При максимально открытой гортани звук становится очень "утробным" и воистину потусторонним.
Язычок у этого варгана сравнительно недлинный, поэтому имитация "дождевых капель" вполне достойная, равно как и тройной удар, имитирующий "лошадиный галоп". Напайка на язычке не только изменяет звук, но и делает удары более чувствительными для пальца. После частых сильных ударов иногда краснеет (и с непривычки болит) "ударный палец" правой руки.
Пример звучания:
3. Варган Поткина Владимира. Длина язычка 6,5 см
Варган Владимира Поткина
Инструмент с очень приятным, мелодичным звуком. Громкий. Большой диапазон обертонов. Хорошо слышен не только музыканту, но и окружающим, причем во всем диапазоне. Дуга небольшая, поэтому если зажимать этот варган в кулак, пальцы левой руки скоро устают