Поэтому предпочтительнее захват дуги тремя пальцами левой руки (большой+указательный+средний). Губки варгана сравнительно неширокие, короткие, и без огранки, - поэтому при сильных и быстрых ударах у начинающих музыкантов, непроизвольно смыкающих губы (или зубы), возможно попадание язычком по краю губ (что болезненно) или по зубам (что дребезжит весьма неблагозвучно). Язычок короткий, - поэтому имитация "дождевых капель" вполне достойная, равно как и тройной удар, имитирующий "лошадиный галоп". По этой же причине не получается плавного и длинного "крещендо" (усиления звука после удара на долгом вдохе). Заставить варган звучать только силой вдоха без предварительного удара - не получается. Зато для быстрых композиций с частыми отрывистыми ударами этот инструмент подходит замечательно.
Звучание варгана Поткина Владимира:
4. Варган Минакова-Казанцева малый с надписью "Горный Алтай". Длина язычка 6,5 см
Варган с надписью
Инструмент с приятным и мелодичным звучанием. Очень напоминает варган Владимира Поткина. Однако губки малого варгана Минакова-Казанцева толще, с огранкой. Это оберегает губы начинающих музыкантов от травм, а зубы - от попадания по ним язычком (с неприятным дребезгом при этом). Вероятно по этой же причине звучит данный инструмент резче, чем варган Владимира Поткина. Интересно, что малый варган Минакова-Казанцева можно заставить звучать одной лишь силой вдоха, не прибегая к ударам правой рукой по язычку , - хотя вдох в этом случае должен быть весьма сильным, а звучание получается не очень продолжительным. Имитация "дождевых капель" вполне достойная, равно как и тройной удар, имитирующий "лошадиный галоп".
Звучит этот комус так:
5. Варган Минакова-Казанцева средний. Длина язычка 7 см
Варган Минакова-Казанцева средний
Универсальный инструмент. Отлично заполняет средний диапазон. Губки толстые, широкие, умеренно длинные, с огранкой. Это оберегает губы начинающих музыкантов от травмирования, а зубы - от дребезжащего попадания по ним язычком. У моего экземпляра прямой удар по язычку (движение пальца и кисти "на себя") вызывает ровный звук, а обратный удар ("от себя") - глуховатый и слегка дребезжащий. Несмотря на сравнительно длинный язычок (7 см), одним дыханием заставить этот варган звучать не получается. В то же время, после сравнительно слабого "прямого" удара последующий сильный вдох способен-таки вызвать эффект "крещендо". Дуга сравнительно большая, что позволяет зажать ее в кулак и получить, таким образом, дополнительный резонатор. Имитация "дождевых капель" вполне достойная, равно как и тройной удар, имитирующий "лошадиный галоп".
Звучание:
6. Варган Поткина Павла. Длина язычка 6,5 см
Варган Павла Поткина
Отличается от варгана Владимира Поткина формой дуги корпуса. У этого варгана дуга больше - что уменьшает усталость левой кисти при долгой игре, а также позволяет осуществить захват дуги в кулак. В остальном эти инструменты очень похожи - по всем параметрам звучания и по характеру звукоизвлечения. Я не заметил существенной разницы между этими варганами.